?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Посмотрела сейчас по «Домашнему» фрагмент передачи «Романтические 60-е».
Пожилые москвичи, из мира кино, театра и т.п., рассказывают, как легко и весело им жилось на маленькие деньги в те годы.
Верю, почему нет. Им, в Москве - да, именно так и жилось, наверно.

Но фразы типа «Никто не голодал!» просто оскорбительны по отношению к моему детству!

В те же «романтические 60-е» мы, деревенские дети, живущие в Брянской области, не знали вкуса многих продуктов, об изобилии и доступности которых рассказывают участники передачи.

Сливочное масло, сметану мы ели – нет, пробовали – пару раз в год, мясо – только когда резали зимой поросёнка, пару недель.
Яйца и молоко в тот период мы сдавали государству, почти даром, обязаны были сдавать, хотя в доме было четверо детей, и нам и яиц, и молока катастрофически не хватало.
Особенно осенью, когда надои, как известно, снижаются, а куры меньше несутся. Мама по вечерам наливала нам по полстакана молока, и мы макали в него блины.
А зимой, когда корова в запуске, а куры от холода и плохой кормёжки вообще не несутся?..
Всё это при отсутствии (почти полном!) продуктов в деревенских магазинах.

Представляют ли себе эти люди, восторженно вспоминающие изобильные 60-е с дешёвыми продуктами, чем питались деревенские дети несколько зимних месяцев?..

Как же меня достали подобные обобщения…












Comments

( 29 comments — Leave a comment )
antonis_rossos
Dec. 27th, 2010 05:24 pm (UTC)
Валентина, это довольно интересный факт,я про него не знал. Скажите, но все ведь работали в деревнях? У всех была работа, никто не спивался и не воровал у соседей?
valentina_ak
Dec. 27th, 2010 06:30 pm (UTC)
Вы, вероятно, имеете в виду факт сдачи продуктов государству?..
Считается, что обязательные поставки сельхозпродуктов государству личными подсобными хозяйствами были отменены в 1958 г. Однако это не так. Они были переложены, так сказать, на колхозы, а чтобы колхозы могли их выполнить, требовалась опять та же сдача продуктов – уже как бы в колхоз – жителями. Правда, в 60-х годах, насколько я помню, это касалось лишь молока и яиц. А раньше люди (деревенские жители) обязаны были сдавать и мясо, и шерсть, и некоторые другие виды продукции в зависимости от региона.
Все ли работали? – А как же, ведь была статья о тунеядстве. Просто невозможно было нигде не работать, посадили бы.
То есть сдача продуктов и статья о тунеядстве – это общее, моменты государственной политики.
А что касается пьянства и воровства, то об этом могу говорить применительно лишь к нашей деревне.
Пьющие были, немало. Если сравнивать по периодам, то выглядит примерно так: в 60-е (у нас в деревне) пили меньше, чем в 70-80-е, но больше, чем сейчас.
Было ли воровство? В колхозе воровали, насколько я помню. Зоотехник точно воровал. Из гаражей что-то воровали, картошку на колхозных полях. Это я вспоминаю конкретные эпизоды, не прошедшие мимо моего детского внимания. У соседей?.. – Думаю, что тоже эпизоды были, хотя сейчас в памяти ничего не всплыло, именно по 60-м.
antonis_rossos
Dec. 30th, 2010 06:02 am (UTC)
Первый раз слышу. Обычно говорят, что лучше жили, чем сейчас. Но говорят городские.
Что самое удивительное для меня, так это то, что пили больше, чем сйчас. Может, у Вас такое единственное село в области где пьют мало? Или, всё-таки, это общее явление?
valentina_ak
Dec. 30th, 2010 07:59 am (UTC)
Жизнь в городе и жизнь в деревне в советские времена по уровню благосостояния отличалась очень сильно. Поэтому у каждого своя правда. Кто жил хорошо, вспоминает, как было хорошо. Впрочем, и в городах не везде был "рай", судя даже по комментариям к этой записи.
Пили в 60-х наши отцы, сильно пили. Как говорила моя мама - "фронт споил мужиков". Почти все они были бывшие фронтовики. В 70-х и 80-х к ним "присоединилась" часть молодёжи, из нашего поколения. Объяснить это можно разными причинами, но это отдельная большая тема.
А сейчас условия жизни стали жёстче. Нет возможности в деревнях числиться на работе, получать зарплату (раньше уволить было не так просто, как сейчас), но при этом прогуливать и пить. Не могу сказать, что у нас здесь или в моей родной деревне в Брянской области (там живут 3 моих сестры) вообще не пьют. Есть какой-то процент неблагополучных семей и тут, и там. И на улицах иногда можно пьяных увидеть. Но абсолютное большинство семей - нормальные. Не помню где, но где-то я писала, как одна из моих сестёр мне пожаловалась в письме: "Я уже устала доказывать на одноклассниках, что деревня не спилась. Может, у нас какая-то неправильная деревня?" Полагаю, таких "неправильных" - не сооответствующих стереотипу - большинство. Хотя, видимо, есть и такие, про которые можно сказать, что "спились". А в основном "спились" не более, чем город - думаю, тот же процент пьющих.
sirin_from_shrm
Jan. 6th, 2011 03:51 pm (UTC)
Я думаю, от региона тоже очень зависит (алкоголизация населения).
valentina_ak
Jan. 6th, 2011 04:49 pm (UTC)
А мне кажется, что алкоголизация проявляется как-то точечно, даже в рамках одного региона. Я, в принципе, верю, что где-то есть "спившиеся" деревни, где повальное пьянство, но никогда сама не видела подобное. В тех деревнях, что знаю, даже в одной области и одном районе, процент пьющих может быть разным. Моя соседка не хочет отпускать отца жить "на историческую родину" (в соседнюю деревню) - говорит, у нас ему особо не с кем пить, а там - найдёт друганов. То есть пьющих больше, но, конечно, не все!
sirin_from_shrm
Jan. 6th, 2011 04:58 pm (UTC)
Да, я, конечно, имела в виду регион в более узком смысле слова. Т.е. какой-то "пьющий ареал", что ли. Во-первых, зависит от инфраструктуры (к примеру, Корякия, где поселения расположены на расстоянии сотни километров друг от друга, дорог между ними нет, работы в них нет, и все такое...). Во-вторых, исторически сложившийся жизненный уклад. Совсем недавно прочла в какой-то статье такую историю. Стоит деревня по две стороны от реки. На одной стороне домики чистые, светлые, на другой - рухлядь и грязь. Автор спрашивает у старожилов - в чем причина? И выясняется, что по одну сторону деревни жили свободные люди (кажется, казаки), а по другую - крепостные крестьяне. В войну вся деревня выгорела дотла, но семьи (потомки) восстановили свои жилища. Казалось бы, у обеих сторон деревни после войны был равный "старт". Равные начальные условия. Сколько лет прошло с войны! А сколько - с отмены крепостного права! А вот поди ж ты...
valentina_ak
Jan. 6th, 2011 05:13 pm (UTC)
Наверно, и в этом смысле есть какая-то генетическая память... которая иной раз - хорошо, а иной раз - лучше бы "отшибло"...
valentina_ak
Dec. 30th, 2010 08:13 am (UTC)
Из того факта, что наши отцы пили, можно сделать неправильный вывод: если бы не пили, то жили бы хорошо. На самом деле такой прямой зависимости нет, ведь в магазинах не было продуктов и нужных товаров, а водка и самогонка стоили дёшево, на это и копеечных заработков хватало. Держать большое хозяйство в деревне было делом и не слишком выгодным (корма дефицитные и дорогие), и не поощрялось властью: лошадь - нельзя, 2 коровы - нехорошо, торгуешь - спекулянт. А если, как мои родители, весь день на работе и куча детей (а так и было в большинстве семей), то и физически не сможешь управиться с большим хозяйством.
chasogor
Dec. 28th, 2010 05:27 am (UTC)
Эти пожилые москвичи - не от мира сего. Они судят о мире только по своей Москве. А что было в остальных городах, не говоря уже о деревнях? Да, мы не голодали, но наше питание не было сбалансированным, мягко выражаясь. Выручали ещё 6 соток, разрешённые в 60-м году Хрущёвым. Да и в начале 80-х мне в Усть -Каменогорск сестра из Москвы в посылках присылала копчёную колбасу и шоколадные конфеты - не было этого в наших провинциальных магазинах. А за молоком, сливочным маслом и пресловутой докторской колбасой выстраивались очереди с 17 до 19 - их "выбрасывали" на прилавок только в эти часы. У меня была вечерняя работа, и эти продукты мне никогда не доставались. Мне ученики приносили пачку масла, им "давали" на номерном предприятии. Да-а, романтика!
valentina_ak
Dec. 28th, 2010 06:19 am (UTC)
Рано или поздно нас, свидетелей неприглядных реалий того времени, не останется совсем. А в головах людей прочно укоренятся мифы и "романтика".
chasogor
Dec. 28th, 2010 07:21 am (UTC)
Надо нам чаще писать о своём прошлом.
valentina_ak
Dec. 28th, 2010 07:49 am (UTC)
Верно. А то везде сплошь мифы, пасторали и "романтика". И ещё, мне кажется, хорошо бы, если б в каждой семье писались "семейные мемуары" - для детей, племянников, внуков. Где было бы много мелких жизненных подробностей, достоверная бытовая фактура.
chasogor
Dec. 28th, 2010 07:59 am (UTC)
Я-то пишу дневники, уже лет 16. Девяностые годы в деревне мною описаны. А современные дневники ещё не отстоялись и кажутся читателям излишне подробными. Прошлое буду восстанавливать по памяти, пока она есть, и писать, как мы жили в 60-х, 70-х, 80-х. Думаю, что пригодится не только родственникам.
valentina_ak
Dec. 28th, 2010 08:10 am (UTC)
Я в своё время родителей уговорила написать про деревню в 30-е и послевоенные 40-50-е, с захватом 60-х. Отец как-то формально "отписался", да и мало, а мама, хоть и немного написала, тонкую тетрадочку, но очень информативно. Теперь бы нам, сёстрам, продолжить.
Вы молодец, так и надо.
sirin_from_shrm
Jan. 6th, 2011 03:48 pm (UTC)
Не только родственникам! Напишите про 60-80-е, пожалуйста!
(Deleted comment)
valentina_ak
Dec. 28th, 2010 06:33 am (UTC)
Да-да, и гречки не было. Про остальное и говорить не приходится.
chasogor
Dec. 28th, 2010 07:25 am (UTC)
Здравствуй, Наташа! Точно: мать моя в 50-х годах покупала масло, чтобы тут же сдать его государству по обязаловке. Себе в убыток, лишь бы не придирались. Вот, значит, и статистика была искажённая: один и тот же килограмм масла учитывался несколько раз.
hamradio2
Jun. 2nd, 2011 12:24 am (UTC)
у меня одна бабушка с дедом из репрессированных другая работала в больнице
и воспоминания похожие как картошку глазки сажали и как яйца приходилось сдавать и масло и мясо и тд
одна в поселке жила на поселении до 57-го года другая в пригороде Томска после гибели мужа фронтовика тянула 5-х детей а все равно и самообложение и госзаймы и отец с дядьками вспоминал полуголодное детство и суп из крапивы

мы 2 сотки картошки сажали нам хватало а тут гектарами говорит сажали и картошки не было в мундирах варили а глазки сажали

потом уже узнал почему так что сажают много а есть нечего
kniznaya_duscha
Dec. 28th, 2010 04:23 pm (UTC)
Как меня раздражают эти сладкоголосые тётки и дядьки, вещающие про "жить было хорошо".
Я была маленькой в 80-е, жили мы в крохотном шахтёрском городке. Была у нас докторская колбаса, не спорю. Сахар, крупы, сгущенку, много чего еще мы брали по талонам. 1 кг на семью гречки, 1.5-сахара в месяц были нормой. Их редко хватало.
Мы не голодали: дедушка пахал в шахте, получал пайки. Но это стоило ему здоровья, он стал инвалидом.
Жить было трудно. Может, другие люди жили в другом мире. А нам за каждый кусок приходилось расплачиваться оч дорогой ценой.
valentina_ak
Dec. 28th, 2010 04:42 pm (UTC)
Я так и не поняла - эти тётки и дядьки действительно НЕ ЗНАЛИ и НЕ ЗНАЮТ, что рядом с их жизнью была и совсем другая жизнь, или же знают, но им на это плевать. Осталось для меня вопросом.
kniznaya_duscha
Jan. 3rd, 2011 01:41 pm (UTC)
Думаю, они не знают) они существуют в своем мире)
Им эти проблемы вообще не известны) у них свои.
antonis_rossos
Dec. 30th, 2010 06:06 am (UTC)
Да, вообще припоминаю, что бабушка мне рассказывала, как они с дедом отправились в круиз по Волге и на каждой остановке к кораблю выстраивалась очередь. Бабушка тогда удивлялась, что это люди на кормабле забыли. А ей сказали, что корабль ещё везёт продукты, которых тут нет, вот очереди и выстраиваются, чтобы купить что-нибудь. Сами мы из Латвии, потомственные, по деда линии с 19го века тут, по бабушкиной коренные, так что тут даже в деревнях было всё очень неплохо, как мне рассказывали.
valentina_ak
Dec. 30th, 2010 08:21 am (UTC)
Нечерноземье бедствовало всегда, и до революции, и после. Это я знаю точно, интересовалась историей наших краёв. Думаю, что и Поволжью тоже не везло хронически, при любых властях :(
Регион Прибалтики и часть Черноземья - там были свои особенности, которые способстовали поддержанию более приличного уровня жизни.
sirin_from_shrm
Jan. 6th, 2011 03:54 pm (UTC)
У меня создалось впечатление, что существует госзаказ на романтизацию советского прошлого. Дети в белых одеждах, вручающие цветы Сталину в 1930-е. Суровая романтика войны. "Кубанские казаки" 1950-х. "Эпоха джаза" и фестиваля 1960-х, "шагание по Москве" под буколическую музыку. "С легким паром" 1970-х. Олимпиада в начале 1980-х и перестройка в конце...
valentina_ak
Jan. 6th, 2011 04:33 pm (UTC)
Не приходило в голову, а интересно...
sirin_from_shrm
Jan. 6th, 2011 05:24 pm (UTC)
Но, может быть, это моя мнительность - относительно госзаказа. Может быть, это просто попытка коллективного бессознательного приукрасить собственное прошлое.
kaban_kabanov
Jan. 21st, 2011 07:31 pm (UTC)
Интересный пост. Хотите - верьте, хотите - нет, но я собирался задать Вам вопрос о том, что происходило в деревне в начале шестидесятых годов. Это то самое время, после которого наша деревня, собственно и перестала существовать. Всего несколько дворов осталось. У наших тогда очень много земли отобрать хотели. Все, правда, нормально закончилось.

А что касается социализма и капитализма, то капитализм - это тоже та еще вещь, далеко не фунт изюма. Я не думаю, что положение американских фермеров во времена, скажем, великой депрессии существенно отличалось от положения наших крестьян в тех же шестидесятых.
valentina_ak
Jan. 31st, 2011 08:56 am (UTC)
Конечно, даже в тех странах, которые принято считать "хорошим местом для жизни", не рай. Тем более - для всех. Всегда и везде люди жили и живут по-разному.
( 29 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner