Valya (valentina_ak) wrote,
Valya
valentina_ak

Непонятная функция

Перечитываю иногда "Письма" Энгельгардта, и каждый раз недоумеваю, когда про берёзки "в целях пожаробезопасности" читаю. И нигде не попадалось объяснение, как берёзки могли способствовать пожарной безопасности. Может быть, кто-то где-то встречал информацию на эту тему?..

"Я как-то писал вам, что у нас теперь заведены "березки" по деревням. Пришел несколько лет тому назад приказ насадить по деревням вдоль улиц березки. От пожара, говорят, березки, чтобы, значит, пожаров не было.

Обыкновенно наши деревни построены так: все дворы стоят по одной стороне улицы, сплошь, двор к двору, как дома в городе, если же где дворы расставлены, то промежутки между ними завалены ломом, лесом, дровами. Если через деревню не пролегает столбовая дорога, то улица всегда преузенькая, а через улицу, на противоположной стороне, против каждого двора, стоят амбарчики, пуньки и т.п.

Какая же может быть польза от того, что по улице, против каждого двора, насажены в один ряд березки, только затесняющие и без того узкую улицу? А между тем столько возни с этими березками: насадят весной, к осени посохнут, а следующей весной опять сажай. На улице грязь по колено, скот проходит, с возами проезжают. Какая же тут березка приживется и усидит?

Так каждый год и сажают, а то, надумались заострят комли и втыкают в землю.
Мне случилось слышать очень интересное рассуждение начальника по поводу этих березок. Начальник соглашался, что сажать березки для предохранения деревень от пожаров совершенно бесполезно, но находил, что это все-таки необходимо "для строгости". После того мне стало понятно, когда мужики говорят, что караулы, березки и т. п. -- все это для "строгости" заведено, чтобы, значит, "строго" было".

Были и другие требования к деревенским жителям 2-й половины 19 в. (после отмены крепостного права). Распространялись они, фактически, только на "мужиков", хотя помещики тоже были деревенскими жителями:

"Помещик может учреждать у себя в усадьбе ночные караулы или не учреждать -- никому до этого нет дела, а в деревне, будь она хотя из двух дворов, приказано быть ночному караулу. Мороз ли, метель ли -- караульный не должен спать, должен всегда быть налицо, стучать в доску, опрашивать проезжающих. Задремлет человек, отлучится в избу погреться, трубочку покурить... вдруг, налетел "он" (исправник)!

Помещик может строиться, как он хочет, хоть посреди сенного сарая овин ставь -- никому до этого нет дела; помещик может обсаживать постройки деревьями или не обсаживать, может иметь кадки с водой или не иметь, может иметь пожарные инструменты или не иметь.

А в деревне не так, строиться должен по плану, как начальники требуют, не разбирая, есть ли достаточно земли или нет, удобно это тебе или нет. Хоть под кручей овин ставь, а чтобы было узаконенное расстояние, хоть за версту по воду ходи.

Приказано насадить по улице березки -- сади, хотя бы это было совершенно бесполезно, неудобно и даже невозможно. Кадки чтоб везде с водой были, сческов чтоб на печах не сушили, инструмент чтобы у каждого положенный был, чтобы над каждым домом была дощечка с изображением того инструмента, с которым должен выходить на пожар хозяин. Налетел "он": тут хлевушок для гусей без дозволения приделан, там амбарушка не на месте стоит, у того березки засохли, у того. пожарной дощечки нет...

Помещик может отворять или не отворять форточку в комнате для очищения воздуха; может менять или не менять рубаху -- кому до этого дело? А насчет мужика строго приказано было избы "студить", как выражаются мужики, то есть растворять по нескольку раз в день двери в избах для очищения воздуха, приказано было для чистоты по два раза в неделю менять рубаху".
Tags: Энгельгардт, прошлое, прошлое деревни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments