?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что-то в последние дни в моей френдленте несколько раз затрагивалась тема загранпаспортов – то в комментариях, то в записях. У меня, как и у многих, есть «накопленные» эмоции по этому поводу, а после прочтения http://auvasilev.livejournal.com/980828.html не удержалась, решила написать. Хотя дело достаточно давнее.

В начале лета 1998 г. мы запланировали для сына, окончившего 10 классов,  поездку в Голландию, по приглашению нашего друга. Предполагалось, что до Москвы я его провожаю (жили мы в небольшом городке на севере Западной Сибири, кто не знает), там, в Москве, оформляем ему визу, он летит в Голландию, а я возвращаюсь домой. Загранпаспорт у сына имелся, чуть раньше он летал на Кипр.

Билеты до Москвы мы взяли, оставалось заверить разрешение родителей, то есть наше, на поездку сына.
За 10 дней до вылета я пришла в милицию, чтоб оформить это разрешение, и тут дяденька-милиционер меня огорошил: «Его одного не выпустят, наши завернут в аэропорту». Я объясняю, что сыну 16, ссылаюсь на какие-то положения, где разрешено, а он говорит: «Всё это так, но я вам гарантирую, что его одного не выпустят».

Я в растерянности – что же делать? Уже и билеты до Москвы куплены, и в Амстердаме ждут… Он говорит: «Надо ехать с ним одному из родителей». Приглашение-то у нас было для всей семьи, и у мужа имелся не просроченный загранпаспорт, только вот отпуска в это время у него не было. А у меня не было загранпаспорта.

Милиционер говорит: «Завтра я полечу в Томск, повезу документы на оформление паспортов, вот вам бумаги, заполните дома и принесите туда-то в такое-то время. Только не опоздайте, самолёт во столько-то».
Назавтра я принесла заполненные бумаги, он дал мне номер телефона в Томске и сказал: «Позвоните по этому номеру, объясните ситуацию, скажите, что вам надо быстро». Я позвонила и сказала, и за пару дней до нашего вылета в Москву мой паспорт прилетел из Томска (кстати, это 900 км от нашего города).. И никаких «подношений» никому, и даже имена этих людей я очень быстро забыла. Поездка удалась.

Через 3 года нас пригласили отдохнуть на побережье в Испании. У нас с Василием не получалось поехать, а Денису – вполне, как раз после сдачи сессии. Только загранпаспорт уже устарел, а ребёнок, хоть учился в Москве, был прописан по-прежнему дома. То есть оформлять новый паспорт опять надо было в Томске.
Времени хватало, планы строились ещё в конце зимы, в запасе было то ли 4, то ли 5 месяцев. Но мы решили не откладывать дело в долгий ящик. И так получилось, что в курсе оказалась сотрудница мужа. Она с готовностью предложила свои «услуги» - у неё там, в Томске, крутой блат, всё сделают быстро.

Документы были переданы «блатной паспортистке», мы спокойно ждали окончания процедуры оформления. Волноваться начали где-то за месяц до поездки: звонили, спрашивали… Нам каждый раз сообщали, что «ещё не готов»…
Короче, в этот раз сыну не удалось позагорать на испанском побережье. Даже не помню, сколько месяцев в итоге тянулось «блатное оформление».

А в 2003 году мы с Василием решили съездить в Форос. Нас предупредили знающие люди, что лучше ехать с загранпаспортом, потому что украинские таможенники могут в обычный шлёпнуть какую-то печать, и он станет не действительным. У Василия опять загранпаспорт оказался «свежим», а мне опять пришлось оформлять.

Я выстояла длиннющую очередь в милиции в нужный кабинет, чтоб подать документы. Уже начались каникулы, так что я могла позволить себе многочасовое стояние там. Но ехать мне всё равно пришлось с обычным паспортом – загран не сделали.

На таможне обошлось без всяких печатей, мы отдохнули и вернулись, и я решила поинтересоваться: всё-таки готов паспорт или ещё нет? Позвонила, мне сказали – готов, забирайте. Прихожу, а там такая же очередина, как и была, а я уже вышла на работу, стоять некогда. Да и зачем он мне именно сейчас? – Пусть, думаю, лежит.

Через какое-то время мне позвонили домой: «Заберите паспорт». Я объяснила, что не могу – у вас, мол, очереди, а мне надо работать. Потом ещё раз позвонили, тот же разговор повторился, только у меня спросили, когда же я его заберу. Я сказала, что в январе, когда начнутся каникулы. Дама помолчала и сказала: «Приходите завтра в любое время в такой-то кабинет, я туда передам ваш паспорт». К этому кабинету очереди вообще не было, так что получила, наконец.

Сейчас, говорят, всё по-другому.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
intercedo
Mar. 27th, 2015 05:28 pm (UTC)
Может, и по-другому, но как меня гнетет сама атмосфера этого места... хоть два года назад и получала без особых проблем, почти без очередей, через сайт госуслуги. Но все равно, даже в отремонтированном помещении там пахнет людской озлобленностью и проблемами.
valentina_ak
Mar. 27th, 2015 05:36 pm (UTC)
А у нас тогда, представьте, шла миграционная волна – 46-тысячный город НАПОЛОВИНУ обновился! - И мигрантами занимались в том же отделе, где оформляли загранпаспорта. Как будто нельзя было разделить функции (позже всё-таки разделили).
nae_bother
Mar. 27th, 2015 06:37 pm (UTC)
не знал что вы из Томска - прекрасный город!
valentina_ak
Mar. 27th, 2015 07:35 pm (UTC)
Нет-нет, я не из Томска :) Мы жили больше 20 лет на севере Томской области, ~ 900 км к северу от Томска. Это довольно далеко :) Но Стрежевой - тоже прекрасный город!
nae_bother
Mar. 27th, 2015 11:47 pm (UTC)
в Стрежевом не был, слышал только что это город нефтянников?
Я правильно понял что вы переселились в евпропейскую часть - чувствуется этнографический контраст?
valentina_ak
Mar. 28th, 2015 06:10 am (UTC)
Да, Стрежевой - город нефтяников. Замечательный городок.

Этнографический контраст мы, конечно, почувствовали, поскольку раньше никогда не были во Владимирской области. Один диалект чего стоит :) Я не большая любительница диалектов, но здешний, с тщательным проговариванием всех гласных и с некоторыми обалденными словечками (например, "пОлно!") меня просто очаровал. И деревянное зодчество, по сравнению с которым томское деревянное зодчество - детский лепет (да простят меня томичи). И много сохранившихся старинных домов (здесь не было боёв во время войны).

А в Стрежевом нет выраженных этнографических особенностей - город молодой, современный, многонациональный. Люди приезжали туда из всех нефтяных регионов (Башкирия, Татарстан, Чечня, Азербайджан и т.п.), и не только из нефтяных. Все привносили что-то своё, но в целом город воспринимается как русский, говорят там, в основном, на правильном русском языке.
Местного населения - это ханты, манси - очень мало, и оно обрусевшее.

С этнографическими контрастами я сталкивалась периодически на протяжении всей своей жизни :) Из русской деревни на Брянщине приехала учиться на Украину, в Донецк (контраст был, и очень-очень сильный, поэтому для меня с юности Россия - это Россия, а Украина - это Украина), из Донецка - в Ташкент (тут всё понятно насчёт контраста), из Ташкента в Днепропетровск, оттуда - в Краснодар (кстати, даже юг России и Украина значительно отличаются), из Краснодара - на Север... Сплошные контрасты :))
nae_bother
Mar. 28th, 2015 07:52 am (UTC)
спасибо большое, очень интересно.
Честно говоря на меня Владимир на Клязьме произвел меньшее впечатление в свое время чем Томск, это касательно деревянного зодчества.
По деревням я честно говоря не ездил, но мне кажется они сильно запущены как все деревни средней полосы в окрест больших городов, если судить оттоку населения.

Оддельно если позволите спрошу про акцент, в Правильно ли мне не показалось в Томске какого-то сильно выраженного акцента типа масковского или питерского или вологодского. Хотя наверное есть словарные различия.

Уровень ассимиляции действительно большой, правда в музее на этот счет маловато информации.
Многонациональность бы Томска я отметил как позитивный фактор.

Собственно, если позволите, хотел бы конкретизировать вопрос - на сколько вам кажется велика разница между томичами (если даже брать шире по области) и скажем владимирцами - той средой где вы сейчас живете?
Я частенько путешествую между москвой и томском, наблюдаю подобный конраст между людьми и хотелось бы разобраться в его природе.

Впечатлился Вашей географией, то есть для Вас Донецк это Украина, чисто по этнографическим ощущениям - почему?
спасибо
valentina_ak
Mar. 28th, 2015 09:27 am (UTC)
Многонациональность - это про Стрежевой, а про Томск я бы так не сказала, там всё-таки другие процентные соотношения, насколько я знаю. А речь у всех знакомых мне томичей, как и в Стрежевом, правильная русская, без каких-либо региональных особенностей.

Про Томск я, вообще-то, мало что могу сказать, а вот Стрежевой - другое дело, про него я могу говорить долго :))

То есть я могу сравнить не томичей с владимирцами (тут мне нечего сказать, мой круг знакомых в Томске весьма ограничен), а стрежевчан с жителями нашей деревни и нашего района. Среди первых я жила 20 лет, среди вторых живу 10. А по каким параметрам сравнивать? :)

Кстати, между Стрежевым и Томском в своё время существовал (не знаю, как сейчас) некоторый антагонизм :) Томичи считали нас "богатыми", "зажравшимися нефтяниками", у стрежевских студентов частенько вымогали взятки на зачётах и экзаменах - об этом я слышала от многих, у кого дети учились в Томске. Даже если "у зажравшегося нефтяника" была только мать, работающая в школе и получающая копейки, это дела не меняло.

Бывший губернатор Кресс, пользовавшийся определённым авторитетом в Томске, никогда не имел поддержки в Стрежевом, на что и отвечал взаимностью - гнобил наш город по мере сил. Например, налоги старался, что называется, выметать метлой из Стрежевого в область, даже налоги с физических лиц (не имеющих отношения к нефти)! И прославился у нас тем, что во время предвыборной кампании на вопрос о бедности в Стрежевом и о налогах ответил: "А почему вы решили, что вы должны жить лучше, чем Тегульдет (абсолютно "депрессивный" район, в котором не было ничего, даже сельское хозяйство не развито было)? Собирайте дикоросы, в тайге их много!"

Деревянное зодчество во Владимире представлено не лучшим образом. Если говорить о городах, то - Суздаль. А вообще меня впечатлило как раз то, что здесь это не какая-то "музейная" штука, а повсеместный элемент быта.
Сейчас, к сожалению, старые деревянные дома "уходят" вместе с их чудо-наличниками и прочими архитектурными "примочками", а новые с деревянным кружевом доступны уже не всем. Но - делается, я была в цехе по производству наличников (в Вязниках) - там такая красота!

Про Украину, Донецк пока ничего писать не буду. Можно считать, что из этических соображений.


Edited at 2015-03-28 09:32 am (UTC)
nae_bother
Mar. 28th, 2015 09:46 am (UTC)
спасибо за подробный ответ.
Про пропорции - понятно что они разные, я заметил что в последние годы Томск обрел многонациональный колорит прежде всего в общественном питании.

Не понял про правильный русский.
Я не знаю какой русский вы считаете правильным - масковский, питерский, брянский, володимерский? Мне показалось что в речи томичей есть редкие но характерный особенности словоупотреблений.

В Суздале не был - слышал что это в большей степени туриское витринное место.
В Томске оставшиеся несколько тыс деревяшек поставили на гос охрану, они в рахном состоянии но что-то поновляют.
Новодел честно говоря не впечатляет, то что промысел сохраняется и имеет сбыт - отрадно.

Про Донецк меня зацепила ваша фраза про контраст между Брянском-Донецком-Краснодаром - Украиной и Россией.
С этим был и связан уточняющий вопрос - в большей ли степени Донецк украинский город чем русский как Брянск и Краснодар. К этическим соображениям отношусь с пониманием.
valentina_ak
Mar. 28th, 2015 10:18 am (UTC)
Правильный русский (литературный)- это тот, на котором говорят достаточно грамотные дикторы ТВ и радио :) В советские времена их речь можно было считать "эталонной" русской речью, а теперь, к сожалению, приходится делать оговорки.

Брянский диалект очень далёк от правильного русского языка. Там много и чисто местных особенностей (причём, в соседних деревнях они могут быть разными), и украинизмов, и - особенно - белорусизмов. Отсюда замены гласных в словах и прочее.

А владимирский диалект просто подарок для школьников, я считаю :)) Думаю, учить русский много легче, если в семье говорят, правильно проговаривая все гласные, как на письме :) Правда, в молодых семьях диалект уже почти полностью отсутствует.

Словечки всякие - да, они везде есть: и в Стрежевом, и в Томске, и здесь. Вот мы "привезли" из Стрежевого татарское слово "кильдымка" - там его все употребляют, и нам оно тоже стало, как родное :)
valentina_ak
Mar. 28th, 2015 10:21 am (UTC)
Чисто сибирская особенность - (и в Томске, и в Стрежевом) - слово "стряпать" употреблять только в смысле "печь", выпекать мучные изделия.
auvasilev
Mar. 27th, 2015 07:43 pm (UTC)
Ну, так и Вы, насколько я понимаю, живете уже не в столь отдаленном от цивилизации месте. А кое-где, например на упомянутой мной недавно Чаунсой губе, в одном из главных поселков моего отрочества-юности Певеке, ребята говорят, практически так и до сих пор.
valentina_ak
Mar. 27th, 2015 08:34 pm (UTC)
Жесть :)
nae_bother
Mar. 28th, 2015 07:56 am (UTC)
поделюсь к истории про паспорт.
Девочка выросшая за границей приехала в московский ОВД получить свой первый паспорт.
Получила массу впечатлений за 2 ч сидения в очереди в паспортный стол.
Тут же рядом приводили и обрабатывали задержанных ...
Очень мужественная девушка, правда после этогов россию предпочитает не ездить ...
valentina_ak
Mar. 28th, 2015 09:29 am (UTC)
Очереди, даже без "обработки задержанных", на меня всегда производили тягостное впечатление :(
vetsog
Mar. 28th, 2015 08:54 pm (UTC)
Валя, можно и мне мои 2 цента здесь добавить?
Как раз за последний год пришлось обновлять паспорта - канадские и русские.
Начали со взрослых канадских. Нашел в интернете формы, подумал и притормозил на два месяца - там как раз переходили с пятилетних на десятилетние. Хотя паспорты разных стран похожи формой, фотографии для всех разные. Через интернет в соседнем городке нашли фотографа, который умеет делать, как надо. Как время подошло, заполнил анкеты за час, вложил в конверт фотки с датой на обороте, бумажки с заявлением и номером кредитной карточки, старые паспорта и отправил заказным письмом. Месяца через полтора-два без проблем получили посылку с новыми и прокомпостированными старыми книжечками. А вот дочке в Торонто заполнил и сказал самой сходить в паспотрную контору, чтобы съэкономить время - она к нам в гости собиралась. Она, конечно, не спешила и пошла туда за две недели до поездки. Срочное оформление стоит лишних денег, а вроде успевали, за неделю должны по правилам были оформить. Но паспортисты не спешили и выслали готовый паспорт за день до вылета. Дочке пришлось поволноваться и в день отъезда к нам караулить почтальона в подъезде - ленивые почтальоны в многоквартирных домах часто не идут с посылкой звонить в дверь, а просто оставляют квитанцию в почтовом ящике, чтобы получали на следующий день на почте.
Канадский паспорт младшему сыну было чуть сложнее оформить, правда, мы озаботились заранее. Во-первых, на заявлении нужно было дать подпись свидетеля - канадского гражданина, который знает ребенка несколько лет и подтверждает его личность. Найти такого в наших краях непросто, но как раз друг заскочил на конференцию, так что тут мы решили. А во-вторых, им нужен был оригинал свидетельства о рождении. А это у нас вроде просто бумажка, но на ней штампик от МИДа Канады, о том, что бумажка настоящая, затем прикреплена еще бумажка, с переводом на русский, наконец, штамп от русского консулата в Торонто, что выдан первый паспорт. Причем скреплено хитрым уголком, чтобы расщепленное стало недействительным. Канадские паспортисты, конечно, всех этих хитрых русских штучек не знают и запросто могли бумажки разъединить, тем более, что им нужна только первая, а перевод на русский без надобности. Но тут как раз правила еще раз изменили и стало возможным обойтись без этой многострадальной бумаги.
Русские паспорта. Анкета, по крайней мере, в интернете (и только там). Места работы последние 10 лет да еще все их адреса кириллицей. Конечно, какое их собачье дело? Но мне в бутылку лезть ни к чему, нашел кое-как и заполнил. Заплатил в банке лишние 27 долларов за специальный чек (money order) с оплатой, обычными способами консулат не принимает. Записался на прием, здесь по почте не работает. Хорошо, до консулата за час можно доехать, а то их всего 4 на всю страну. Консулат - большое 5-этажное здание. Всем ясно, зачем им такое. Хамство с порога по громкой связи: "Вы куда идете? Вам в другую дверь. Что, не видите?". Небольшая комната, человк 15 очереди, 4 стула, полтора-два часа. Квиточек с номером, в интернете можно узнать по номеру, когда готово. Всего через 4 месяца приехали еще раз и всего за полчаса уложись. А вот дочка в Торонто уже 2 месяца записаться на прием не может - у них хитрая система и простым смертным пробиться трудно.
valentina_ak
Mar. 29th, 2015 06:09 am (UTC)
Ваня, не поняла про дочку в Торонто - она в консулат записаться не может? Как же люди туда попадают?
Кстати, зачем им пятиэтажное здание - не всем ясно, мне, например, непонятно :)

Всё же получается, что нигде простому смертному паспорт "через полчаса на блюдечке" не приносят. Свой первый случай я приравниваю именно к такому варианту, но это исключение, люди душевные попались, а если говорить не об отдельных людях, а о системе, то требуются и какие-то телодвижения, и, главное, не так уж мало времени на ожидание. Даже там, где не принято "морить" людей без необходимости.

Меня настолько угнетают всякие "бумажные" дела (не обязательно паспортные), что я сознательно и подсознательно избегаю ситуаций, когда надо что-то "оформлять". Разве уж совсем деться некуда... :)

Когда нам пришёл дикий счёт за газ и оказалось, что надо установить новый счётчик и перезаключить договор с газовой службой, я впала в ступор, а Василий за 2 или 3 всё сделал (купил счётчик, позвонил, приехали газовики, установили и выдали новые бумаги). Вопрос перерасчёта денег тоже решился по телефону. Задним числом даже мне кажется, что ничего трудного и страшного, а когда стоишь ПЕРЕД такими хлопотами - совсем другие ощущения. И, наверно, не одна я такая. (К вопросу А.Ю. о том, почему многие люди не делают загранпаспорта).
vetsog
Mar. 29th, 2015 08:18 am (UTC)
Валя, спасибо огромное, что прочитали, правда.

Да, Света не может записаться - http://toronto.kdmid.ru/ru.aspx . Свободные "дырки" для записи, по словам знающих людей, иногда появляются, но их надо "ловить". А к телефону товарищи не подходят. Съездить спросить лень - ей больше часа в одну сторону.

В Торонто консулат занимает кусок этажа, а пятиэтажный домик - это в С.Ф. - для большой работы в логове врага, желательно в теплом климате для удобства разведчиков. Злые языки говорят, что 5 этажей - это только сверху, а под землей не сосчитать.

А про ступор с бумажками очень понимаю...
valentina_ak
Mar. 29th, 2015 02:50 pm (UTC)
Круто с записью.

У нас так сейчас к эндокринологу записываются - сиди перед экраном, жди "дырку", может, повезёт.

К другим врачам можно и "вживую" записаться, но к ним и очередь не на 3 месяца вперёд, там без проблем. Круче была только прежняя система записи к этому же врачу - она осуществлялась по телефону (только по телефону) и только по четвергам с 7 до 8 утра. Я пару раз пыталась записаться. С семи начинала звонить... занято, занято, занято... примерно в 7.40 дозвонилась! "Всё, запись окончена". В следующий четверг - то же самое. Так и не попала.

Ваня, про шпионов повеселили :) Туда, наверно, большой конкурс бывает, всё-таки С.Ф. - это не какое-нибудь Вануату :))
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner