?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Решила написать отдельным постом ответ на комментарий r_o_u_s : (начало диалога - в http://valentina-ak.livejournal.com/71231.html )

Ничё себе "в охотку" 8( Такую работу проворачивать! По дому- это ещё и готовка-мытьё-магазины. А заготовки? Это же тоже надо делать, те же соки... Я просто знаю, потому как в отпуске помогаю родителям. А однолетники посадить-убрать - это время и силы. Хотя мои родители живут, занимаются "земельными" делами и довольны как два слона. Мне мама говорит, что у неё в моём возрасте тоже желания никакого не было, а потом "к земле потянуло".

Съездить (сходить) в центр, пройтись по магазинам, особенно по рынку – это же развлечение, ничего трудного :) У нас по средам многие специально на рынок ходят, чтоб «на людей посмотреть, себя показать» :)
Про мытьё-уборку в ответе на предыдущий комментарий я написала, вообще не «убиваемся» этим.

Готовлю летом мало, и по сравнению с тем, когда надо готовить после 8-часового(!) рабочего дня – это не напряг. Вот прийти с работы вечером и стать у плиты – это да, напряг :((

Заготовки, если делать их под настроение и не в промышленных масштабах, тоже особо не напрягают. Напрягают – можно не делать, никто ж не заставляет. При любом раскладе того напряга, как на работе (даже на любимой работе), у нас и близко нет.

Убрать однолетники даже из нашего большого сада – это полчаса работы :))
А выращивать их на рассаду – это же такое удовольствие: посеешь, когда ещё снег лежит, и каждое утро (уже на следующий день) первым делом зависаешь над контейнерами.
У К.Чапека это называется «вытягивать взглядом ростки» :) Каждый проклюнувшийся росток – это радость! Я сразу начинаю представлять, как он будет цвести :)) Хожу по ещё заснеженному саду и прикидываю композиции, куда что высадить, что с чем будет лучше сочетаться и т.п. Благодаря этим занятиям конец зимы становится началом весны, мысли-то уже вполне весенние.

Конечно, по весне в охотку :) Даже я (хотя прополку ненавижу и сейчас уже перестала заниматься ею, заменила мульчированием) весной согласна чуть-чуть пополоть :)) А одна знакомая, она по профессии ландшафтный дизайнер, зимой с нетерпением ждёт весну и говорит: «Эх, поскорее бы руки запустить по локоть в землю!»
Вот этого у меня точно нет!! :))

Про себя я вообще не могу сказать, что меня «потянуло к земле». Меня всю жизнь «тянуло» к тому, чтобы глаза радовались: смотришь из окон – красиво, идёшь – красиво, этого очень и очень хочется.
Дикая природа – это очень красиво, но чтоб возле дома, в обжитом пространстве было красиво, надо что-то делать :) И я согласна ради этого необходимого мне результата иногда поработать :))

Сначала именно эта тяга («пусть будет красиво») и привела нас к тому, чтоб иметь то, что имеем. А потом уже мы поняли, как важно двигаться, и как здорово, что благодаря саду у нас есть такая возможность. Получается, что удовлетворяются одновременно и эстетические, и физические потребности :)

Родительские или бабушкины огороды – это кошмар детства для многих. Почти ни у кого опыт работы на этих огородах не стимулировал «тягу к земле». Я, во всяком случае, такого практически не встречала.
Может, у наших родителей была какая-то специфическая атмосфера вокруг садово-огородных работ, напоминающая о тяжёлой крестьянской доле, о том, что надо «тянуть лямку»?...  Хотя сами родители могли быть вполне довольными такой участью.
Вот, у И.Шкляревского есть стихотворение:

ЖАЛОБА СЧАСТЬЯ
Руки болять! Ноги болять!
Клевер скосили. Жито поспело.
Глянешь, а греча уже покраснела.
Гречу убрали. Лён колотить.
Лён посушили. Сено возить.
Сено сметали. Бульбу копать.
Бульбу вскопали. Хряка смолить.
Клюкву мочить. ДрОвы пилить.
Ульи снимать. Сад утеплять.
Руки болять! Ноги болять!


И правда, всё это было очень трудно. И та атмосфера не имеет ничего общего с атмосферой нашей теперешней жизни в деревне (я говорю, конечно, о своей семье). То счастье – не моё счастье, моё – другое.

Не знаю, по каким причинам и в каком возрасте  людей начинает «тянуть к земле». Некоторых вообще никогда не начинает.
Некоторых, как и меня, тянет не собственно «к земле» как к тяжёлому крестьянскому труду, а к тому, о чём я и написала – к красоте, к жизни на природе «по собственным правилам» :)

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
r_o_u_s
Jul. 27th, 2014 05:06 am (UTC)
Да, наверное дело в отношении. У меня с детства "отдых" в деревне- это огороды, сенокос, прополка свеклы в колхозе и пасти коров "в очередь". Причём мнение детей не учитывалось- "ты должна" и всё. То есть, по мнению родственников я должна была быть всё время "занята". Так что у меня работа "на земле" ассоциируется с бесконечным бери/копай/неси/готовь. А теперь, когда родители переехали в деревню, то они по какой-то причине разбабахали здоровенный огород с кучей овощей. Только в прошлом году посадили ровно столько картошки, чтобы самим сьесть. Да и то, часть овощей пришлось раздавать-выбрасывать, потому что сьесть всё невозможно, а заготовки ставить некуда... Вот и приходится тоже впрягаться, потому как реально родители очень устают с хозяйством, а с нашим приездом забот по дому прибавляется. Надеюсь, что у них и дальше будет срабатывать желание не закопаться в земле, а работать по потребностям.
ka_lida
Jul. 27th, 2014 05:47 am (UTC)
Вот и мы с сестрой постепенно пришли к тому, что сажать и сеять на огороде нужно ровно столько, сколько нужно:)) Весной раньше очищали подвал от не пошедшей в дело за зиму свёклы,моркови,картошки, капусты. Ведь посеять весной побольше было, наверно у нас на уровне подсознания: жизнь в многодетной семье в деревне, в которой без запаса овощей страшно было в зиму уходить, долгие годы на нас влияла:) А теперь у меня на огороде есть всё от картошки до гороха и кукурузы, но у меня нет такого понятия:"идти полоть огород" - так, мимоходом, пройдёшь по замульчированным грядкам.
А детство наше было в точности такое: пастьба коров"по очереди", прополка огорода, сенокос - до сих пор тоска берёт:(
valentina_ak
Jul. 27th, 2014 05:58 am (UTC)
Да, деревенские работы в нашем детстве - это действительно тоска.

И не только в нашем. Один из моих френдов рассказывал, как они "отдыхали" летом в деревне. Примерно так же, как и мы :) Хотя парень уже из поколения наших детей. Родители живут в городе, но ребятишек отправляли на лето к дедушке и бабушке в деревню. А те, понятно, жили по тем самым правилам, которые "на уровне подсознания".

valentina_ak
Jul. 27th, 2014 05:49 am (UTC)
Вот это – выращивать всего больше своих потребностей (при том, что нет возможности продать) – меня сразу озадачило, я вела долгие «дебаты» и с соседкой, и с приятельницей на тему «зачем это?» Сколько-нибудь внятных аргументов у них не было.

Соседка когда-то «помогала» семье сына в городе, но потом у молодых появился свой огород, а родители всё продолжали вести «хозяйство на две семьи». И каждый год она рассказывает мне, сколько чего осталось с прошлого года, сколько с позапрошлого, сколько чего отдали козам или выкинули, если козы не стали есть.
Повезло с огурцами – нашли, кому продавать (в местную столовую). Ну, бизнес – это другое дело :)

Спрашиваю, а не жалко ли своего труда, когда приходится выбрасывать? – Ответ всегда какой-то неопределённый, неконкретный :)
И лишь в прошлом году кое-какие посадки были сокращены.

Меня соседи долго «воспитывали» на предмет картошки. Как это можно – жить в деревне и не выращивать картошку?? Я им объясняю, что едим мы её не слишком много, с пенсий вполне можем покупать. Говорят, что магазинная с химией. А у них как будто без химии: колорадских жуков – море, они их травят той же химией (после долгих безуспешных попыток собрать руками).
Эти объяснения их не убеждали. Тогда я сказала, что негде хранить – смирились :)
r_o_u_s
Jul. 27th, 2014 06:07 am (UTC)
Ну вот у родителей и получается, что цветы- по остаточному принципу. То есть сидим мы (точнее, почти лежим) после того, как перебрали картошку/помидоры/клубнику и тут моя мама подрывается и идёт к цветочному бордюру, чтобы собрать семена у отцветших растений. Потом сидит обдувает-перебирает, подписывает пакетики (чтобы цвет и сорт не забыть). А я уже такая умученная, что по мне- "да шоб эти цветы уже попропали", чем с ними отдельно бодаться(( Это, наверное, крестьянская иерархия ценностей: сначала желудок, а потом уже "красота".
А для меня, лучше тоже не упахиваться, а купить и не заморачиваться. Не хватает сил на всё разом... Вот она, глубина различий где таилась))
valentina_ak
Jul. 27th, 2014 08:58 am (UTC)
Цветы по остаточному принципу – это не только у Ваших родителей, несколько лет назад даже дискуссия была на эту тему на деревенском портале (когда я ещё там бывала).
Кое-кто на полном серьёзе доказывал ненужность цветов :) Одна дама даже утверждала, что место цветам – только на кладбище :) Кстати, она приводила примеры деревень (кажется, в Псковской области), где деревенские жители действительно высаживают цветы только на могилках. Видимо, такая традиция и такое мировоззрение.
В то же время всякие намёки на то, что иерархия ценностей в данном случае именно так и выглядит – для желудка намного важнее, чем для красоты – отметались и вообще воспринимались с обидой.

А уж в необходимости(!) упахиваться на огородах «вусмерть» почему-то уверены и многие молодые из переехавших в деревню (это на том же портале). Иначе как бы дурной тон, и вообще иначе ты лодырь и бездельник, и нечего тебе делать в деревне :) (Даже если эта «необходимость» совсем без необходимости).
yaraursa
Jul. 27th, 2014 07:31 am (UTC)
Очень хороший пост вы написали об отличиях мировоззрений 'новых' и 'старых' деревенских. Нас тоже по картошке воспитывают как можно осадить так мало: http://yaraursa.livejournal.com/#post-yaraursa-24445
valentina_ak
Jul. 27th, 2014 08:59 am (UTC)
Ага, я читала у Вас про картошку, и с новыми комментариями сейчас перечитала. Некоторые удивляются, конечно, но не агрессивно. Несколько лет назад за такой пост (если б он был на деревенском портале) Вас бы съели :)))
Почему-то среди переехавших в деревню (а именно их на ДП больше, чем «настоящих» деревенских) много людей со «старым» мировоззрением, независимо от возраста. Впрочем, я там давно не была, сестра говорит, что есть изменения в лучшую сторону :)
yaraursa
Jul. 27th, 2014 01:58 pm (UTC)
Да, наверное ещё нескоко лет назад реакция была там ещё более бурной :-)

Но все когда нибудь изменяется, хотя и медленно :-)

Сегодня только говорили ещё с деревенскими про сжигание травы по весне - они даже не представляют себе других вариантов :-)
valentina_ak
Jul. 27th, 2014 03:24 pm (UTC)
«Но все когда нибудь изменяется, хотя и медленно», - именно этот факт иногда не даёт угаснуть моему оптимизму :)

А у нас нынче почему-то не жгли почти нигде.
intercedo
Jul. 27th, 2014 08:20 am (UTC)
Поэма в прозе)
valentina_ak
Jul. 27th, 2014 09:00 am (UTC)
:)))
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner