?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вроде как и про любовь…

Частенько у меня бывает так, что прочитанная или услышанная фраза вдруг вызывает какое-то чёткое воспоминание, и – пошло-поехало, ниточка, связанная с этим воспоминанием, раскручивается и раскручивается.

Стала читать детектив, попалось описание дома: «Последние три столетия всевозможные пристройки к нему возводились по мере надобности и без всякого плана, так что в нем то и дело встречались маленькие ступеньки, ведущие то вниз, то вверх, и даже попадались лестницы в самых неожиданных местах. Этот дом был из тех, где легко заблудиться».

Где легко заблудиться… Сын был общительным ребёнком, к нам частенько приходили его друзья, иногда и девочки. Оля не была в числе тех, с кем он тесно общался, но тоже как-то пришла. И меня поразила её реакция на нашу маленькую сорокавосьмиметровую «двушку», Оля прямо-таки с благоговейным восторгом сказала: «Какая у вас большая квартира! У вас легко заблудиться!»

Оле было 7 лет, она жила с мамой, отчимом и младшим братом Павлом в общежитии. Я этого не знала, поэтому сильно удивилась её словам. А так-то понятно, что по сравнению с перенаселённой общежитской комнатой отдельная «двушка», в которой 5 дверей, не считая входной, кажется не только большим пустым пространством, но и местом, где можно заблудиться.

Мама Оли, Наталья, работала в той же школе, где учились наши дети, сначала пионервожатой, потом учительницей начальных классов, кажется. Потом была завучем по оргработе. До того, как она стала завучем, она прошла через очень тяжёлый период в своей жизни: алкоголизм. Лечилась, как-то справилась.
Завучем в начальных классах в то время была моя знакомая и тёзка, В.Д., она тоже имела большое пристрастие к алкоголю, периодически уходила в запои. Ей так и не удалось освободиться от зависимости. А учителем и завучем она была очень хорошим, и вообще добрейшим человеком. В 90-х В.Д. уехала из города и, кажется, вскоре умерла.
Как-то так получалось, что  спивались среди тех, кого я знала, чаще женщины не стервозные, а именно добрые и мягкие по натуре. Впрочем, это только мои наблюдения, не буду обобщать.

Наталья справилась, смогла. И как бы в награду за этот подвиг судьба ей послала великую любовь в лице парня лет на 12-15 моложе её. С мужем к тому времени она уже или развелась, или собиралась разводиться.
Витька, муж,  был неплохим человеком, но с причудами, голова его была битком набита всякой мистикой, «учениями». Подозреваю, Наталья и запила благодаря не в последнюю очередь этим его прибабахам, очень давил на психику.

Игорь, новый Наташин муж, никак не мог устроиться на «хорошее» место - как раз начались 90-е,  были трудности с работой. Школьной зарплаты, этих жалких копеек, не хватало, и Наталья ушла из школы.
Вместе с Игорем они стали «коробейникми», или, по-современному, занялись сетевым маркетингом. Продавали то гербалайф, то посуду цептер, то ещё что, дела шли не очень хорошо. Тем более что у них уже родились дети, двое.

И Наталья решила зарабатывать своим талантом. Она хорошо играла на аккордеоне и на гитаре, прекрасно пела. Стала ездить по городам, что были в пределах досягаемости, и петь в школах бардовские песни. Стоимость билетов на её концерты была чисто символической. И дети, и взрослые, охотно приходили и слушали, и пели вместе с ней, и всё было замечательно.
Наталья занималась любимым делом и зарабатывала для семьи на хлеб, несмотря на символическую стоимость билетов. Налоговые органы ею, к счастью, не заинтересовались. С маленькими детьми сидел безработный муж.

И всё бы действительно было замечательно, если бы не одно «но» - Наталья как бы «охладела» к старшим детям, которые оставались с Витькой. Им, конечно, не грозила «улица», Оля была тихой девочкой, старательно училась, а за Павлом приглядывал отец. Но, видимо, Витькин пригляд надо было чем-то разбавлять, а так вышло не очень хорошо, даже плохо, можно сказать. Павел после школы в какую-то секту ушёл, в тайгу, потом, вернувшись, на наркотики подсел, и всё время был на грани криминала. Может, и за гранью, не знаю. Что с ним сейчас – не знаю.

А Оля поступила в Томский университет на филфак (англ. яз), успешно закончила. Деньги на жизнь ей регулярно высылал Витька, Наталья  - никогда. По мере возможностей в Олиной судьбе участвовала её крёстная, моя приятельница.
После окончания универа Олина подруга подговорила её уехать в Алма-Ату, работать переводчицами. Оля уехала и через некоторое время познакомилась с бог весть как оказавшимся там американским продюсером, вышла за него замуж. Уже скоро 10 лет как живёт в США.

Муж намного старше Оли, детей у них нет. Живут в огромнейшей квартире в Нью-Йорке, про которую сама Оля говорит, что «квартира хорошая и очень большая, можно заблудиться, но какая-то неуютная».
Я поинтересовалась у приятельницы, на каком языке пишет ей Оля. Приятельница (она хорошо владеет английским) смеётся: «Пока что на русском».

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
karman2011
Mar. 23rd, 2014 06:45 am (UTC)
Что-то на самом деле много тем получилось. Не только любовь. На Вашей памяти много учителей спились или чуть ни спились?
valentina_ak
Mar. 23rd, 2014 07:19 am (UTC)
Если со времён моего детства, то сильно пил математик в нашей деревенской школе, однако совсем не спился, доработал до пенсии (жил на нашей улице). Были и ещё пьющие учителя в той школе, особенно «временные» (приезжали, через какое-то время уезжали).
Потом в той же школе стали работать выпускники физмата - мой одноклассник и одноклассник, кажется, старшей сестры – говорят, оба сильно пили, я с ними уже практически «не пересекалась».
Тем не менее, оба живы. Один давно на пенсии, другой в этом году должен выйти.

Директор районной школы, где я училась в 9-10 кл. спился совсем, но, когда я училась, ещё «держал форму». Какой был дядька замечательный! Историю преподавал. Потом, говорят, память у него совсем стала отказывать на почве алкоголизма, вёл историю только в 4-х классах и пытался наизусть учить то, что будет говорить на уроке – всё из головы вылетало. Не дожил до пенсии. Его жена была нашей классной.
Физик (мой) в той же школе крепко пил, до пенсии, кажется, тоже не доработал, но он был инвалид войны. Хороший, умный человек. (Говорят, что физруки и трудовики квасили... они мне вообще плохо запомнились).

Потом, когда уже сама в школе работала, вот эти 2 случая, что описала, происходили на моих глазах, мама этой девочки (имена я изменила) и В.Д., завуч.
Ещё крепко пил (до запоев доходило) самый сильный физик в городе, Денис в выпускном классе у него учился.
Про некоторых других слышала, что «закладывают», но сама с ними не сталкивалась. Думаю, их было не так уж много (если учесть, что в городе было 7 школ плюс доп.образование. Ой, у нас в ЦДОД авиамоделист запоями пил).

А вот молодые учителя – от 22 до 35 – у нас в школах как-то этим не страдали. Ну, на вечеринках могли «нализаться» в компании молодых девушек-коллег, но и всё. «Всерьёз» пили, в основном, представители моего поколения.
Только одного из молодых помню, кто частенько ходил на работу «с бодуна» и мог пива «дёрнуть» прямо на перемене – он вёл информатику в одной из школ, пришёл из программистов, совсем молоденький. Директриса и мы с мужем (мы с ним по очереди вели городское методобъединение) его «воспитывали» несколько лет, очень способный был мальчик, жалко было терять. Потом он уехал из города.

А у вас как с этим?

karman2011
Mar. 23rd, 2014 08:02 am (UTC)
Когда училась, трудно сказать, кто пил. Физрук мой любимы, говорят, страшно пил. До увольнения из школы. Но когда я училась, он уже не пил вообще. Наших учителей даже после праздников никто не видел. Такой какой-то негласный закон что ли существовал - не светиться.
Но завуч (русский язык у меня вела) уходила в тихие запои. Оформлялось всё это больничным. Сдавалась под капельницу, потом опять долго не пила.
Выйдя на пенсию, работала просто русаком. И вот тут начала подводить. Наверное, уже не такая ответственность. Я, кстати, здесь, в Кузедеево, в школу из-за неё вернулась. Сначала-то в спортзале Дома культуры работала. Жутко мне это нравилось))) Сказка просто. Каждый день играешь в волейбол и теннис, и тебе ещё деньги за это платят))) Год я так покайфовала, а весной, после майских праздников, она на работу не вышла. Ну завуч и надавила мне на совесть...
А из тех, с кем работала, в одной школе завуч перебирала изрядно на праздниках, в другой - завуч по воспитательной работе.
У многих моих ровесников (чуть старше, чуть младше) срыв был в начале двухтысячных. Может, жить полегче стало, может, кризис возрастной... Но реально очень многие отмечали "святую пятницу", субботу болели, воскресенье - домашний аврал, и снова на работу. Я и сама в таком режиме два года прожила.
А молодёжь, по-моему, меньше пьёт. Среди учителей вообще не знаю таких))) У нас на работе совсем грусть-тоска: бутылку вина на тринадцать человек))) И то умудряются не допить. Куда мир катится?))))
valentina_ak
Mar. 23rd, 2014 09:11 am (UTC)
«А молодёжь, по-моему, меньше пьёт. Среди учителей вообще не знаю таких))) У нас на работе совсем грусть-тоска: бутылку вина на тринадцать человек))) И то умудряются не допить. Куда мир катится?))))»

Вот и по моим наблюдениям та же картина :)

karman2011
Mar. 23rd, 2014 09:16 am (UTC)
Я опять не то вижу и не там живу))) В детстве мне говорили, что всё зашибись, я этого не видела. Сейчас мне говорят всё плохо-плохо-плохо, а я то ли смотрю не туда, то ли вижу не то)))
valentina_ak
Mar. 23rd, 2014 11:16 am (UTC)
А какой процент выпускников у вас стремится в вузы? Даже не реально поступает, а планирует в выпускном классе (или их родители планируют, что я отношу к тому же)?

Лет 10 назад в знакомых мне школах почти 100% родителей нацеливали детей на вуз, независимо от того, хочет ли он сам и сможет ли учиться. С учётом того, что были слабые вузы на платной основе (многие потеряли лицензии), шансы «пристроиться» в вуз без должной подготовки были весьма велики.

Хорошо ли это?
Я слышала такое мнение, что, мол, пусть хоть как-то учатся – пообтешутся малость, повзрослеют, а то куда им всем в 18 лет соваться (не считая армии). С одной стороны, вроде так, с другой – дискредитируется сама идея высшего образования. У меня пока чёткого мнения на этот счёт нет.

И как с введением ЕГЭ – попадают в вузы те, кому там по знаниям явно не место?..

karman2011
Mar. 23rd, 2014 11:39 am (UTC)
ЕГЭ всё же заставило учителей делать выбор. Они же раньше оставляли и тянули в старших классах для численности. Последние годы старшие классы очень маленькие. В одиннадцатом шесть человек, в десятом - четыре. Уходить стали в техникумы и училища после девятого. Из тех, что остались, поступят все.
Поступают, кто не может, но хочет, на коммерческой основе. Если вообще умудрились ЕГЭ сдать, то находят место. Возможность подавать документы в несколько мест всё ж спасает ВУЗы от состояния "где пусто, где густо". Проблема в престижные ВУЗы поступить, а высшее образование получить - не проблема)))
И всё же люди за год, за два делают выводы. В этом году вместе с обществоведеньем самый сдаваемый предмет - физика! Вычислили, наконец, что на технические факультеты поступить можно на бюджет. Главное - физику сдать)))
valentina_ak
Mar. 23rd, 2014 12:36 pm (UTC)
«Из тех, что остались, поступят все»

И отпадает проблема «лишь бы не болтались». Те, которые бы или формально учились в вузе или бы вообще никуда не попали, не сдав вступительные экзамены, уже учатся в тех-мах, училищах. По-моему, это более разумно.

«…высшее образование получить - не проблема»

Вот в чём я абсолютно уверена, так это в том, что если человек хочет учиться, хочет получить высшее образование – он его получит. Ведь очень часто хотят родители, а деточка просто соглашается – при условии, что ему создадут для этого все условия.
Если же действительно ХОЧЕТ, то найдёт возможность. Не сразу после школы, так потом, не на дневном, так на заочном. И сейчас условий для этого больше, чем раньше (хотя многие и считают, что наоборот).

С физикой – интересно.

Спасибо за информацию :)

karman2011
Mar. 23rd, 2014 05:51 pm (UTC)
С физикой в новостях где-то прочитала. Это по России статистика.

Про высшее образование согласна. Во интересно, про двойные стандарты не говорит, кажется, только ленивый. При этом в общем о государстве все горазды рассуждать, что нельзя давать высшее образование кому попало, что врачи, например, пошли такие - в больницу пойти страшно. Но свою детку никто кем попало не считает и старается пристроить как можно лучше. С армией то же самое: солдат туда хороших надо, но только не моего. Полицейских хороших надо, но мой не для полиции рождён, а для более высоких целей. А откуда же они возьмутся, хорошие?
valentina_ak
Mar. 25th, 2014 02:34 am (UTC)
Эх, как часто на меня родители учеников обижались в былые времена, когда я пыталась до них донести эту мысль… хотя и в предельно смягчённом варианте…
lev_56
Mar. 24th, 2014 03:33 pm (UTC)
Господи, вот читаешь такие истории и думаешь - как хорошо, что ты с этим впрямую практически не сталкивался, только наблюдал немного со стороны; а с другой - ни черта так о жизни и не знаешь.
Хотя знаю, конечно. И наверное, нет смысла ее узнавать, находясь так соприкосательно внутри. Что изменится? Стану более терпимым и сострадательным, лучше понимать людей, попавших в такие обстоятельства, не судить их, жалеть, вообще быть более великодушным и менее требовательным к людям, проживающим столь тяжелую жизнь...? Да я и так не очень сужу и чего-то требую.
Не знаю, но после вашего рассказа "про любовь", как-то стало грустно.
valentina_ak
Mar. 25th, 2014 02:31 am (UTC)
"...нет смысла ее узнавать, находясь так соприкосательно внутри" - да, я Вас понимаю.

Так тут ещё как бы «хэппиэнд»… для всех, кроме мальчика… но ощущение, что всё идёт не так, у меня было не только с начала знакомства, но и после «хэппиэнда». Жизнь, что тут скажешь. Разве что - «всякое бывает»… и даже очень часто (грустно шучу).

Про цветочки, может быть, получится повеселее :)
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner