Valya (valentina_ak) wrote,
Valya
valentina_ak

Великая дата

3 марта. Дождусь ли я того момента, когда сегодняшний день станет считаться у нас праздником, примерно, как День Победы?.. - День отмены крепостного права в России.

Как и День Победы, это «праздник со слезами на глазах», но – праздник, поскольку окончание чего-то античеловечного,  страшного, по праву может считаться светлой датой.

Или власть испохабит её, совместив с ней начало новой войны?..

Согласно «Положению», подписанному Александром II в 1861 году, свободу получили около 52 миллионов крестьян. (Видимо, имеется в виду общая численность крестьян в Европейской России на тот момент. Но значительная часть крестьян из этого количества не были крепостными – это те, что населяли казаческие области, Северный Кавказ, Кавказ и Закавказье, а крестьяне Прибалтики получили личную свободу на несколько десятилетий раньше).

Конечно, реальный процесс перехода от крепостной зависимости к свободе был не одномоментным, а, как сказали бы сейчас, поэтапным, и растянулся надолго. Но всё же.

Всех, кто ценит свободу, поздравляю с праздником Освобождения!

В Европе люди обрели свободу раньше:

«…Первый отменил крепостное право в Австрии имп. Иосиф II в 1782 г.В Пруссии оно отменено было в 1809 г.; в Вюртемберге в 1817; в Баварии в 1818.
Остальные государства должны были последовать их примеру и последние следы крепостного права в Германии были уничтожены в Верхней Лужице в 1832».

В прошлом году некоторые из моих френдов откликнулись на пост, посвящённый этой дате, их интересные комментарии можно прочитать здесь http://valentina-ak.livejournal.com/11505.html

Кратко о том, как и почему происходило закрепощение крестьян в России (копирую кусок одного из своих первых постов – для особо любознательных):

В стародавние времена крестьяне целыми деревнями норовили перебежать из своего княжества в другое, если в нём повинности были поменьше, и уже в 13-14 веках были попытки властей этому помешать, поскольку те князья, от которых крестьяне уходили, терпели убытки.
При этом «в пределах княжеств переход был свободен».

С другой стороны, князья охотно принимали к себе пришлых крестьян и даже выплачивали им подъёмные, если те не занимали уже разработанные земли и хорошие постройки: «Если крестьяне занимают новую землю, которую надо было расчистить и на которой надо было возвести хозяйственные постройки, или землю запущенную, где надо было ремонтировать строения, то они освобождались от повинностей в пользу владельца или несли их в уменьшенном размере в течение определённого числа лет. Иногда владелец давал крестьянам «подмогу» деньгами, хлебом или скотом. Если крестьяне уходили с такого участка, не выполнив своих обязательств, то должны были <…> возвратить подмогу и уплатить неустойку». Миграции касались как крестьян, пользующихся княжескими землями, так и тех, кто жил на «чёрной» (типа ничейной) земле. Но дальше случилось вот что:
«Развитие в 16 веке служилого сословия, несшего обязательную службу государству, вызвало со стороны государства меры к обеспечению этого сословия <…> Средством для такого обеспечения являлась раздача служилым людям земель, и в 16 в. в средней России масса чёрных земель переходит в руки служилого сословия в виде поместий. Для тяглых людей такой переход занятой ими земли был очень тяжёл. <…> Служилые люди, как мелкие владельцы, нуждавшиеся всегда в средствах, всё более и более облагают крестьян повинностями, и крестьяне уходят к богатым землевладельцам, за «хребтами» у которых жилось выгоднее и спокойнее». То есть «служилые люди» начали разоряться и массово обращаться к правительству с жалобами на переходы крестьян. А «нуждавшееся, в целях государственной обороны, в обеспеченном служилом классе правительство принимает к сердцу эти жалобы и подчиняет интересы крестьянского населения интересам служилых землевладельцам. Рядом мер правительство затрудняет переходы <…>» Так на рубеже 16-17 веков начинается «крепостное право», продлившееся более двух с половиной веков.

Об «укладе» как о сложившемся устройстве жизни в этот период можно сказать одно: лишение крестьян всех свобод и прав, не только свободы передвижения, шло по нарастающей, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Каждый из царей добавлял в эту «копилку» свою долю указов и постановлений, несмотря на некоторое несогласие «прогрессивной общественности» с положением дел. В 1766 г.«предложена была даже тема на премию в вольноэкономическом обществе: «Что полезнее для общества – чтобы крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имущество, и сколь далеко его права на то или другое имущество простираться должны?» Возлагались надежды на Екатерину II, но она, видимо, ознакомилась с вопросом, посещая «передовые хозяйства с умными руководителями», так как «вскоре охладела к проектам эмансипации и под конец жизни была решительным противником какого бы то ни было изменения в положении крепостных, утверждая, что «лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика – нет во всей вселенной».

Относительно Екатерины II - согласна с мнением одного из моих френдов http://uuvasilev.livejournal.com/ , который хорошо знает историю: возможно,  она и пошла бы «правильным курсом» (к отмене крестьянского рабства), если б не сопротивление дворянства и промышленников, которых такое положение вещей (то есть людей) более чем устраивало.

«Рабство – состояние человека, лишённого личной свободы и составляющего собственность другого». Крепостное право в эпоху своего «расцвета» абсолютно ничем не отличалось от рабства.

Несколько дат об отмене рабства:

«…В 1833 г. объявлена была полная эмансипация негров в английских колониях путём уплаты плантаторам 20 милл.ф.стерл. Таким образом, сразу освободилось 639 000 рабов.
В французских колониях, а затем в северных штатах  рабство было отменено под влиянием революции 1848 г.
Но для южных штатов сохранение рабства, тесно связанного с культурой табаку, сахару и хлопка, составляло жизненный вопрос и потому рабство там не уменьшалось, а наоборот, число невольничьего цветного населения увеличилось здесь в 1860 г. до 3 милл.» (В Википедии – 4 млн.)
«Тем не менее республиканская партия усердно работала в смысле уничтожения рабства, и избрание Линкольна в 1860 г. было равносильно торжеству этой партии, но вместе с тем послужило и сигналом к междоусобной войне и к открытому восстанию двенадцати южных штатов. В 1863 г. последовало объявление эмансипации всех рабов с их потомством и этот манифест решением конгресса в 1864 внесён в северо-американское законодательство.
В 1871 г. был издан закон об отмене рабства в Бразилии, но фактически отмена эта совершилась лишь в 1888».

Что касается рабства  в Азии и Африке, то, кмк, и по сей день однозначно о его отмене сказать нельзя.

(Цитаты приведены из «Большой энциклопедии» п.р.С.Н.Южакова)

Tags: крепостное право, отмена крепостного права, праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments