3 марта. Дождусь ли я того момента, когда сегодняшний день станет считаться у нас праздником, примерно, как День Победы?.. - День отмены крепостного права в России.
Как и День Победы, это «праздник со слезами на глазах», но – праздник, поскольку окончание чего-то античеловечного, страшного, по праву может считаться светлой датой.
Или власть испохабит её, совместив с ней начало новой войны?..
Согласно «Положению», подписанному Александром II в 1861 году, свободу получили около 52 миллионов крестьян. (Видимо, имеется в виду общая численность крестьян в Европейской России на тот момент. Но значительная часть крестьян из этого количества не были крепостными – это те, что населяли казаческие области, Северный Кавказ, Кавказ и Закавказье, а крестьяне Прибалтики получили личную свободу на несколько десятилетий раньше).
Конечно, реальный процесс перехода от крепостной зависимости к свободе был не одномоментным, а, как сказали бы сейчас, поэтапным, и растянулся надолго. Но всё же.
Всех, кто ценит свободу, поздравляю с праздником Освобождения!
В Европе люди обрели свободу раньше:
«…Первый отменил крепостное право в Австрии имп. Иосиф II в 1782 г.В Пруссии оно отменено было в 1809 г.; в Вюртемберге в 1817; в Баварии в 1818.
Остальные государства должны были последовать их примеру и последние следы крепостного права в Германии были уничтожены в Верхней Лужице в 1832».
В прошлом году некоторые из моих френдов откликнулись на пост, посвящённый этой дате, их интересные комментарии можно прочитать здесь http://valentina-ak.livejournal.com/11505.html
Кратко о том, как и почему происходило закрепощение крестьян в России (копирую кусок одного из своих первых постов – для особо любознательных):
В стародавние времена крестьяне целыми деревнями норовили перебежать из своего княжества в другое, если в нём повинности были поменьше, и уже в 13-14 веках были попытки властей этому помешать, поскольку те князья, от которых крестьяне уходили, терпели убытки.
При этом «в пределах княжеств переход был свободен».
С другой стороны, князья охотно принимали к себе пришлых крестьян и даже выплачивали им подъёмные, если те не занимали уже разработанные земли и хорошие постройки: «Если крестьяне занимают новую землю, которую надо было расчистить и на которой надо было возвести хозяйственные постройки, или землю запущенную, где надо было ремонтировать строения, то они освобождались от повинностей в пользу владельца или несли их в уменьшенном размере в течение определённого числа лет. Иногда владелец давал крестьянам «подмогу» деньгами, хлебом или скотом. Если крестьяне уходили с такого участка, не выполнив своих обязательств, то должны были <…> возвратить подмогу и уплатить неустойку». Миграции касались как крестьян, пользующихся княжескими землями, так и тех, кто жил на «чёрной» (типа ничейной) земле. Но дальше случилось вот что:
«Развитие в 16 веке служилого сословия, несшего обязательную службу государству, вызвало со стороны государства меры к обеспечению этого сословия <…> Средством для такого обеспечения являлась раздача служилым людям земель, и в 16 в. в средней России масса чёрных земель переходит в руки служилого сословия в виде поместий. Для тяглых людей такой переход занятой ими земли был очень тяжёл. <…> Служилые люди, как мелкие владельцы, нуждавшиеся всегда в средствах, всё более и более облагают крестьян повинностями, и крестьяне уходят к богатым землевладельцам, за «хребтами» у которых жилось выгоднее и спокойнее». То есть «служилые люди» начали разоряться и массово обращаться к правительству с жалобами на переходы крестьян. А «нуждавшееся, в целях государственной обороны, в обеспеченном служилом классе правительство принимает к сердцу эти жалобы и подчиняет интересы крестьянского населения интересам служилых землевладельцам. Рядом мер правительство затрудняет переходы <…>» Так на рубеже 16-17 веков начинается «крепостное право», продлившееся более двух с половиной веков.
Об «укладе» как о сложившемся устройстве жизни в этот период можно сказать одно: лишение крестьян всех свобод и прав, не только свободы передвижения, шло по нарастающей, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Каждый из царей добавлял в эту «копилку» свою долю указов и постановлений, несмотря на некоторое несогласие «прогрессивной общественности» с положением дел. В 1766 г.«предложена была даже тема на премию в вольноэкономическом обществе: «Что полезнее для общества – чтобы крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имущество, и сколь далеко его права на то или другое имущество простираться должны?» Возлагались надежды на Екатерину II, но она, видимо, ознакомилась с вопросом, посещая «передовые хозяйства с умными руководителями», так как «вскоре охладела к проектам эмансипации и под конец жизни была решительным противником какого бы то ни было изменения в положении крепостных, утверждая, что «лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика – нет во всей вселенной».
Относительно Екатерины II - согласна с мнением одного из моих френдов http://uuvasilev.livejournal.com/ , который хорошо знает историю: возможно, она и пошла бы «правильным курсом» (к отмене крестьянского рабства), если б не сопротивление дворянства и промышленников, которых такое положение вещей (то есть людей) более чем устраивало.
«Рабство – состояние человека, лишённого личной свободы и составляющего собственность другого». Крепостное право в эпоху своего «расцвета» абсолютно ничем не отличалось от рабства.
Несколько дат об отмене рабства:
«…В 1833 г. объявлена была полная эмансипация негров в английских колониях путём уплаты плантаторам 20 милл.ф.стерл. Таким образом, сразу освободилось 639 000 рабов.
В французских колониях, а затем в северных штатах рабство было отменено под влиянием революции 1848 г.
Но для южных штатов сохранение рабства, тесно связанного с культурой табаку, сахару и хлопка, составляло жизненный вопрос и потому рабство там не уменьшалось, а наоборот, число невольничьего цветного населения увеличилось здесь в 1860 г. до 3 милл.» (В Википедии – 4 млн.)
«Тем не менее республиканская партия усердно работала в смысле уничтожения рабства, и избрание Линкольна в 1860 г. было равносильно торжеству этой партии, но вместе с тем послужило и сигналом к междоусобной войне и к открытому восстанию двенадцати южных штатов. В 1863 г. последовало объявление эмансипации всех рабов с их потомством и этот манифест решением конгресса в 1864 внесён в северо-американское законодательство.
В 1871 г. был издан закон об отмене рабства в Бразилии, но фактически отмена эта совершилась лишь в 1888».
Что касается рабства в Азии и Африке, то, кмк, и по сей день однозначно о его отмене сказать нельзя.
(Цитаты приведены из «Большой энциклопедии» п.р.С.Н.Южакова)