?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Времена и люди

Прочитала недавно 1-й том «Истории Российского государства» Акунина. В итоге много впечатлений, много всяких мыслей, кое-что оказалось совершенно неожиданным – это его описание правления и личности князя Всеволода Большое Гнездо.

Собственно, правление как правление – почти непрерывные военные действия, то против внешних врагов (волжских булгар, половцев), то против других князей, бесконечные междоусобицы.
Наверно, в те времена для мирных жителей мирной жизни как таковой не было – не реже раза в месяц (я пыталась подсчитать) они оказывались в зоне каких-нибудь военных «разборок» разного масштаба и становились в той или иной степени жертвами этих «разборок». И, как правило, любые конфликты сопровождались чрезмерной жестокостью со всех конфликтующих сторон. И мы уже как-то привыкли считать, что «время было такое», что жестокость для той эпохи – норма, что иначе быть и не могло.

Так вот – могло!!!

В Википедии о Всеволоде Большое Гнездо лишь намёком  сказано о его хороших человеческих качествах:
«…князь судил судом истинным и нелицемерным».

А Акунин  подробно и конкретно описывает нежестокосердие князя, приводит массу примеров, когда князь «неохотно наказывал и охотно миловал» своих врагов!

Горожане требуют казней, требуют выдать им на растерзание пленников – он не выдаёт, держит под стражей, пока страсти не улягутся (хотя понимает, что это может привести к мятежу), уговаривает и склоняет людей к более мягким «мерам» в отношении «арестованных». Иногда по истечении какого-то времени просто отпускал на свободу своих побеждённых противников.

Акунин приводит массу таких примеров и даже ещё более удивительных - Всеволод Большое Гнездо проявлял гуманность не только по отношению к родовитым врагам, но и к простолюдинам (это вообще было невероятно по тем временам). Например, взяв после трёхнедельных упорных боёв город Пронск на Рязанщине, он не стал «наказывать» жителей и отдавать город на разграбление (что всегда делалось в таких случаях), а просто назначил своего «мэра». И так далее, и тому подобное.

Выходит, можно оставаться человеком в любые времена. Было бы желание.

И - как будто в продолжение темы – прочитала на днях автобиографическую книжку Рубена Гальего «Белое на черном». Как мальчик с тяжелейшей инвалидностью выживал в наших детдомах и в доме престарелых (туда отдавали инвалидов старше 15 лет) в 70-80-е годы. Вот благодаря тому, что попадались в рамках очень жестокой системы не слишком жестокие люди, и выжил.


Comments

( 12 comments — Leave a comment )
brotherdetjr
Feb. 24th, 2014 02:29 pm (UTC)
Это сейчас гумунизьм и права человека. В то время Всеволод, наверное, сам себя считал извращенцем. Не было тогда еще категорического императива.
valentina_ak
Feb. 25th, 2014 07:39 am (UTC)
Извращенцем или нет, но когнитивный диссонанс он, вероятно, испытывал: уже было озвучено в широких масштабах «не убий», и в то же время истовые богомольцы рвали друг друга на части.
ka_lida
Feb. 25th, 2014 10:29 am (UTC)
Тогда,по-моему, у него был не конгитивный диссонанс:) Ведь и кровожадные богомольцы и "не убий", пришедшие одновременно на Русь с крещением, можно отнести к фактам и свежей поступающей информации. Ну, а устоявшиеся представления об отношении человека к человеку на Руси в то время тоже были, наверно, далеки от гуманности.
valentina_ak
Feb. 25th, 2014 12:37 pm (UTC)
Устоявшимся представлением Всеволода тут, я думаю, следует считать его внутреннее «не убий», его убеждение, что убивать – это крайняя мера.

В случае с В. очевидно, что это - устоявшееся представление, и если бы он жил в дохристианскую эпоху, когда его внутренняя установка не подкреплялась бы никакими заповедями извне (это я предполагаю, что в язычестве аналогичных требований к «пастве» не было, хотя точно не знаю), то тогда были бы основания, скорее, для того, чтоб считать себя извращенцем, чем основания для когнитивного диссонанса: все убивают, а мне не хочется, что-то со мной не в порядке :) («Доктор, я, наверно, лесбиян – вокруг столько красивых мужиков, а меня к женщинам тянет») :)

Но он родился в 1154 году, в «эпоху победившего христианства», его внутренняя установка уже подкреплялась церковным «не убий», а какая со всех сторон лезла информация, какие факты? – Естественно, о том, что все кругом – братья-христиане, свои же, не только пришлые, даже родные браться - несмотря на «не убий», убивают. Противоречие и дискомфорт, однако :)
ka_lida
Feb. 25th, 2014 02:05 am (UTC)
Мне вот интересно: историки, писатели, описывают одни и те же события по-разному - как же понять кто из них ближе к истине? Или они трактуют одни исторические материалы каждый по-своему?
valentina_ak
Feb. 25th, 2014 07:40 am (UTC)
В предисловии Акунин как раз отвечает на эти вопросы. Вкратце:
1. Если событие упомянуто непротиворечиво (в смысле дат и участников событий, а трактовки не принимаются во внимание) в нескольких источниках, тот он пишет о нём как о реально имевшем месте событии.
2. Если в разных источниках сведения о событии (именно сведения, не трактовки!) не совпадают, он пишет об этом событии с оговорками (там-то сказано то-то, а там – то-то).
3. Никаких ТРАКТОВОК событий – ни своих, ни чужих – Акунин не даёт.
ka_lida
Feb. 25th, 2014 10:38 am (UTC)
Пошла читать Акунина:)
valentina_ak
Feb. 25th, 2014 01:36 pm (UTC)
И сравни с тем, как читался Карамзин. Нет, различия и причины понятны, конечно, но всё равно.
Не знаю, как ты, а я Карамзина за один присест не осилила :)) Месяца два, наверно, читала, с перерывами.
Конечно, у Акунина это был только 1-й том, но если б и несколько - всё равно пошли бы быстро, не сомневаюсь.


ka_lida
Feb. 25th, 2014 02:10 pm (UTC)
От автора и Предисловие развеивают мои опасения насчёт очередной трактовки истории:)
Читается легко, в меру иронии, не "умничает". Карамзина надо было витиеватости распутывать:)
valentina_ak
Feb. 25th, 2014 02:16 pm (UTC)
Уверена, что получишь массу удовольствия от прочтения.

Я его всем рекламирую :) Но, по-моему, ты - первый человек, который "поддался" на мою "рекламу" :)
ka_lida
Feb. 25th, 2014 02:15 am (UTC)
А может быть Всеволод и явился "основоположником категорического императива", а Кант у него потом слизнул?:)))
valentina_ak
Feb. 25th, 2014 07:41 am (UTC)
:)
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner