?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

2.  Головные уборы и верхняя одежда

Я и до сих пор точно не знаю, из чего делались мужские «пыжиковые» шапки. Вроде бы из меха молоденьких северных оленей. Вблизи такую шапку мне видеть не доводилось (в них ходили представители власти, особенно верховной), издали мех похож на ондатровый.

Наш отец был заядлым охотником, и иногда ему даже удавалось подстрелить какую-нибудь дичь. (Вот ещё загадка – в советские времена словом «дичь» практически повсеместно называли кур, уток и гусей, то есть домашнюю птицу. А именно диких, лесных обитателей, особенно если они без крыльев, к дичи никоим образом не относили). Так вот, мне случалось  видеть вблизи шкурки лисы, зайца, куницы, енота и ондатры. По-моему, «пыжик» сильно смахивает на ондатру.

На «забугорских» карикатурах русского мужика изображали в ватнике, кирзовых сапогах и ватной ушанке. Наверно, это была униформа заключённых. На свободе мужчины не носили ватные ушанки (только в деревне, и то не все). Однако «пыжиков» на всех тех, кто не желал носить ватные ушанки, мягко говоря, не хватало. Очень часто комбинировался какой-нибудь дешёвый мех, типа овчины или кролика, с текстилём. Этот вариант для города тоже не совсем подходил.
Приличной считалась шапка, верх и уши которой были сшиты из меха целиком, пусть из недорогого. Но и такие шапки были не у всех, многие носили фетровые изделия. Можно сказать, что некоторые мужчины носили фетровые шляпы (котелки, кепки) «по любви», а некоторые – по необходимости, не желая переохлаждать голову и не имея особого выбора.
Очень многие молодые парни просто игнорировали головные уборы, особенно зимние шапки.

Женщины среднего возраста и старше, да и молодые, очень старались «достать» шапку из песца или из норки. Разнообразием фасонов норковые шапки не отличались, а песцовые и вовсе были сплошь шарообразными. Какой-то период в моде были шапки – по-моему, лисьи, - которые очень напоминали головные уборы кочевников времён Чингисхана.

Но, как бы ни выглядели все эти шапки, они были, во-первых, довольно дорогими, во-вторых, очень дефицитными. Любые, из любого натурального меха. Желающих ходить в морозы с непокрытой головой среди женщин было много меньше, чем среди мужчин, и, если женщина не любила платки и шарфы и не имела меховой шапки, она носила вязаную шапочку. Чаще всего вязала сама. Шерсть тоже была дефицитом, но её было легче «достать» или случайно купить.

Гораздо престижней, чем из обычной шерсти, считалась шапка из мохера, который проник в советский быт, кажется, в конце 60-х. Конечно, мех был ещё престижней, но и мохер котировался весьма и весьма. С годами мохеровая шапка  перешла в разряд типологических предметов, характеризующих советский период.  «Тётка в мохеровой шапке» - звучит почти нарицательно. Меховая шапка тоже достаточно типологический предмет, но «тётка в меховой шапке» и «тётка в мохеровой шапке» - это были разные типажи. Сейчас, наверно, уже нет разницы.

Я тоже иногда вязала себе шапочки, хотя любовью всей моей жизни были шляпы, с широкими или средними полями.
Во всех крупных универмагах был отдел «Женские головные уборы». Там продавались шляпы и шляпки, большей частью фетровые. Боюсь, что продавались они не очень активно. Когда бы я туда ни заходила, там было пусто или почти пусто. Иногда одна-две немолодых женщины примеряли какую-нибудь «чалму» или другую «круглую» шляпку. А я примеряла и покупала шляпы с полями. Размер, правда, и тут подкачал: мой 54-й был, как обычно, «неходовым», я покупала шляпу побольше и по внутреннему краю пришивала толстую ленточку, чтоб шляпа не сползала на уши. За все годы учёбы и даже за несколько последующих лет я ни разу не встретила единомышленницу в этом смысле. И меня это не смущало.
Я и сейчас люблю шляпы.

С верхней одеждой такого раздолья – заходи в отдел, выбирай и покупай – никогда не было. Хоть летом, хоть в сезон. Народная мудрость «готовь сани летом, телегу зимой» не имела смысла в нашей реальности. Рад бы «приготовить сани летом», только это уж как получится. И если не получалось никак, то наступление холодного сезона повергало в ужас и в панику.
В начале одного из таких ужасных и панических сезонов мне повезло: я подошла к универмагу и увидела длиннющую очередь, «выбросили» демисезонные пальто. Как раз то, что мне надо.

Отдел женской одежды был на 2-м этаже, а очередь заканчивалась на улице, в нескольких десятках метров от входа, и была какой-то широкой, как «колонна по четыре». Продвигалась очень медленно. Всё-таки пальто – не продукты, его примерить надо. Уходить из очереди было нельзя. Та оптимистка, которая «отлучилась на минуточку», ну, конечно, не на минуточку, а минут на 30, за которые, правда, мы не сильно продвинулись вперёд, никак не могла доказать, что она «стояла». Хоть она и помнила, где и за кем, те, что за ней, её не помнили и не пустили. Мне тоже надо было отлучиться по делу, да и студгородок рядом с универмагом, но – нельзя, потеряю очередь однозначно.

Час, другой… Я почувствовала себя неважно – то ли потому, что не ела с утра, а время уже было послеобеденное, то ли от нервной атмосферы в очереди, где кто-то с кем-то всё время ругался, кто-то прорывался, его не пускали, мелькали туда-сюда цыганки… Очень хотелось уйти, но было нельзя: своё школьное пальтишко я доносила на первом курсе, другого нет. Надо стоять.
Чем дольше я стояла, тем больше боялась, что пальто закончатся. Представляла: подходит моя очередь, а мне говорят – всё, закончились.

Прошло три часа, почти четыре…
Упала я, когда подошла к лестнице, то есть почти перед финишем. У верхнего конца лестницы как раз был вход в отдел женской одежды. Когда очнулась, надо мной хлопотали две сердобольные тётеньки. Одна помогла мне встать, другая протянула мне мою сумочку («держи…. мало ли куда в толпе могла деться…»), за что ей большое спасибо, там были все мои деньги. Потом обе решительно потребовали от стоящих на лестнице, чтоб меня пропустили («дивчина полдня простояла»), меня пропустили.
Пальто моего 44-го размера, естественно, закончились – «неходовой размер, их было мало». Мне дали 46-й, который, с учётом того, что на талии можно было затянуть пояс, смотрелось нормально. «А на тёплую кофту будет самый раз», - добрые тётки сопровождали меня до конца. Эх, где мои те «неходовые габариты»…
Пальто было то ли польское, то ли болгарское, коричневато-бежевый рисунок «рыбья кость», стоило 72 рубля. Запомнилось.

В общежитии, после рассказа про мой позорный «шопинг», один из приятелей меня припечатал: «Господиии…Ну куда тебе – жить!»

В чём-то он был прав. Такие, как я, не слишком органично вписывались в жизненные реалии тех условий, хотя, конечно, приспосабливаться всё равно приходилось, выбора-то особо не было.
А ведь огромное количество людей с азартом прямо-таки спортивным бегало по магазинам, стояло в очередях, не чувствуя ни особого нервного напряжения, ни унижения. Более того – жизнь казалась очень деятельно-насыщенной и наполненной смыслом. Отпрашивались с работы «на полчасика» или ускользали по-тихому, чтоб успеть оббежать места возможной «добычи», пока не набежала основная масса конкурентов, опередить, если не всех, то многих…

Азарт спортсмена и добытчика в одном флаконе, увлекательный процесс, а в конце - заслуженный приз!
А что теперь?- Целый день кропотливо работать, вечером по дороге с работы зайти в нужный отдел нужного магазина, купить нужные товары - и домой. Или посвятить этому походу несколько часов в выходной, минимизировав и оптимизировав все затраты времени. И где же азарт? Где процесс? И вещь как-то не так сильно радует, и на работе сидишь до упора.

Много раз слышала, что при Андропове организовывались специальные рейды по «отлавливанию» тех, кто бегает по магазинам в рабочее время. К сожалению, никаких подробностей не знаю.

А я после того «шопинга» очень неуютно чувствовала себя в больших очередях, и без крайней необходимости в них не стояла. Но один случай был «без крайней необходимости».
Мы с коллегой Шурочкой (в конце 70-х ) возвращались «с объекта» - из Казахстана в Днепропетровск через Москву. До самолёта оставалось время, Шурочка потащила меня в ГУМ. Там в нескольких местах что-то «давали», стояли очереди. Шурочка выбрала очередь, где «давали» красивые ночные рубашки. Мне отвертеться не удалось, так что я тоже стояла.
В очереди, как водится, периодически возникали конфликты на тему «вас тут не стояло». И что меня удивило – в отличие от продавцов в других городах, московские девушки-продавщицы вмешивались в конфликты (если это происходило на их глазах) и не позволяли просто так выкинуть человека, давали ему возможность доказать, что он там стоял. Недовольным говорили: «Как же так можно? Может быть, человек действительно стоял, надо разобраться!» Как будто мало им было нагрузки, связанной с чисто профессиональными обязанностями. Я очень зауважала москвичей.

Tags:

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
brotherdetjr
Oct. 11th, 2013 04:18 pm (UTC)
Очень интересно. Лайк. Да, отличная прививка от "ностальгии по Союзу" для современной школоты. А то засрали интернеты фотками Артека.
Что касается пыжика: http://bit.ly/1fq7WUt
valentina_ak
Oct. 11th, 2013 04:24 pm (UTC)
Сенк ю :)
karman2011
Oct. 12th, 2013 01:21 am (UTC)
Как же я ненавижу очереди))) Всё моё летнее детство простояло в очереди за хлебом. Почему-то летом всегда у нас были перебои с хлебом. Его привозили раз в день (когда родители на работе) и давали "две булки в руки".
Даже смотреть не буду за чем очередь))) Всё равно не встану. Да и это разве ж очереди?))) 10 человек стоит, уже караул))))
valentina_ak
Oct. 12th, 2013 01:56 am (UTC)
У нас в деревне за хлебом были очереди всегда, даже если привозили его каждый день. Просто был один-единственный магазин, все туда шли, обязательно получалась большая очередь.

А когда были перебои и вводились ограничения – «по буханке в руки» - тогда люди шли за хлебом семьями, с маленькими детьми (младенец тоже считался «руками»), вот это было жуткое зрелище… :(

karman2011
Oct. 12th, 2013 02:04 am (UTC)
Да, меня это ещё в детстве удивляло. Все ж знают у кого в семье сколько человек. В городе эти младенцы хоть как-то были бы понятны: попробуй докажи незнакомым, что он у тебя есть. Но в деревне? Не понимала и не понимаю. И ведь, получается, это не дурь отдельно взятой деревни. Какой-то кердык в психологии толпы?
valentina_ak
Oct. 12th, 2013 02:24 am (UTC)
Вот-вот. Совершенно необъяснимая вещь.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner