?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1. Колготки, чулки, одежда, обувь

Первое поколение детей, выросших в колготках – это дети, родившиеся в 80-х. Конечно, детские колготки появились гораздо раньше, чем в 80-е, но особо доступным товаром они тогда ещё точно не были. Даже в 80-х приходилось прикладывать немало усилий для того, чтоб у ребёнка не иссякал их запас.

Про женские колготки я узнала в начале 70-х, когда начала учиться в институте.

В Интернете есть информация, что первые колготки в России (привозимые из Чехословакии) стоили от 7 до 15 рублей, или даже что все они стоили 7.70. Правда, годы точно не указываются.
Не знаю, сколько стоили самые первые, которые появились в 60-х и о которых в провинции слыхом не слыхивали,  но в самом начале 70-х в Донецке колготки стоили от 11 до 17 рублей (помимо чехословацких, появились уже и «гэдээровские дедероновые»). Постепенно цены на них снижались, но так постепенно, что к концу моей учёбы колготки всё ещё не стали доступным по цене товаром для большинства женщин.

По тому, носит ли девушка колготки постоянно или же имеет единственные, «на выход», можно было судить о её материальном положении точнее, чем по наличию-отсутствию у неё золотых украшений. Золото на Украине девочки начинали носить очень рано, многим уже в 3 года прокалывали ушки и покупали первые серёжки. Помню, как поразило меня это, когда я впервые приехала в Донецк. У меня, как и у моих сестёр, как и у абсолютного большинства девчонок в нашей деревне и вообще в наших краях, в 17 лет не было никаких золотых украшений. На Украине было по-другому.
Но даже имеющийся личный «золотой запас» из нескольких пар серег и нескольких штук колец не означал, что ты можешь вот прямо так, при первой необходимости, сменить порвавшиеся колготки на новые. Тех, которые могли, у нас на потоке было меньше половины. В основном – местные. Надо, наверно, уточнить, что специальность, на которой я училась (прикладная математика), считалась в те годы довольно престижной, соответственно, среди студенток было немало девушек из богатых семей (дочка замминистра угольной промышленности УССР, дети вузовских преподавателей и т.п.) Они – могли, да.

Однако для большей части студенток нашей группы колготки являлись предметом роскоши.

Тогда ещё не добавляли в волокна материалы, повышающие их прочность, и рвались колготки – хоть за 11 рублей, хоть за 17 - при малейшем жёстко-шероховатом прикосновении. Появлялась крошечная дырочка, от которой бежала «стрелка» - спускалась петля. Проехать в час пик в городском транспорте и не порвать колготки было большой удачей.

Обладательницы лишь «выходных» колготок не спешили их выбрасывать в случае образования «стрелки» - дырку зашивали. Самым правильным считалось зашивать не ниткой, вытянутой из совсем уже негодных чулок или колготок, а длинной волосиной подходящего цвета – шов при этом был менее заметным. Если же девушке случалось зацепить колготки где-нибудь в аудитории, соседки тут же бросались ей на помощь – искали, у кого с собой есть бесцветный лак для ногтей, чтоб можно было им капнуть на повреждённое место и этим предотвратить спуск петли.
К концу 70-х  в магазинах стали появляться специальные приспособления для поднятия петель. А в рубриках «Полезные советы» в женских журналах писали, что колготки надо хранить в морозилке для повышения их прочности.

Понятно, что хранимые «на выход» колготки не носились ежедневно, «на каждый день» предназначались чулки. С чулками тоже было не всё просто.

В целом чулки делились (на разговорно-бытовом уровне) на «простые» (хлопчатобумажные), «безразмерные» (синтетические эластичные) и «капроновые». Хлопчатобумажные были «в резинку» и «не в резинку». Хлопок, конечно, отличный материал для белья и  одежды, но чулки из него умудрялись делать такими, что носили их только старушки и немолодые деревенские женщины. То есть те, которые уже не думали о своём внешнем виде.

«Простые» чулки, особенно «не в резинку», после же первой стирки («в резинку» держались чуть дольше) теряли форму и висели, как длинные мешочки, не облегая ногу. Если ноги были очень полные, то облегали, но настолько полные ноги были, конечно, далеко не у всех. Эти чулки стоили недорого (кажется, 52 коп. пара), зато протирались очень-очень быстро, поэтому «из экономии» покупать их не имело смысла.
Впрочем, в нашей деревне старушки могли месяцами ходить с дырками на пятках, так что экономия всё-таки была. Иногда нижняя часть стиралась напрочь, тогда это называлось не чулки, а «паголенки».

«Безразмерные» чулки (отечественного производства, как и «простые», других не встречала) форму держали, поскольку были эластичными, но вид у них тоже был не ахти. И – самое удивительное – почему-то расцветки были, как правило, самых ужасных коричневых и бурых оттенков. Кроме того, «безразмерные» чулки были довольно толстыми и с туфлями их не носили, только с сапогами.

Капроновые чулки – казалось бы, это то, что надо. Они в немалом количестве производились отечественной промышленностью, практически всегда «лежали» в магазинах, но, увы, большинство из них были ещё менее прочными, чем дорогие импортные колготки, буквально «одноразовыми». Единственная их разновидность, которая была попрочнее и потому пользовалась повышенным спросом – это «рижская сеточка». А раз повышенным спросом, то, естественно, не «лежали». Но иногда попадались. В этом случае мы старались купить, если позволяли деньги, не одну пару, и обязательно одинакового цвета. Вот это уж точно была экономия – если рвался чулок, то выбрасывался только он, а к нему добавлялся новый из другой пары. Да и выбрасывать чулок со «стрелкой», как и колготки, мы не торопились, точно так же капали лаком, зашивали, поднимали петли. Стоила «рижская сеточка», насколько я помню, 1руб.75 коп.

Кстати, чулки тех времён не держались на ноге сами по себе, в отличие от современных. Для удержания их в нужном положении требовался ещё такой предмет женского белья, как пояс с резинками. Этот предмет не был особо дефицитным, разве что пояс небольшого размера редко удавалось купить, тогда покупалось то, что есть, и ушивалось.

Умение шить, как и умение вязать, в те времена дорогого стоило. В буквальном смысле.
Женщины, которые не имели возможности покупать «по блату» нормально выглядевшие платья, блузки, юбки и прочее, и не имели денег, чтоб, многократно переплачивая, покупать их «с рук» на «чёрном рынке», и также не имели возможности целыми днями бегать по магазинам в поисках нужного товара (да и, бегай - не бегай, не факт, что найдёшь), а купить что-то путное могли лишь случайно и крайне редко, эти женщины  пытались решить свои проблемы собственными руками, так сказать. То есть начинали шить и вязать.

Я не раз шила себе юбки и вязала свитера, и даже несколько раз шила платья. Правда, платья – от безысходности, когда, стоя в очередной раз в магазине перед женской одеждой, я говорила себе, что, конечно, шить я не умею, но если очень постараюсь, то смогу соорудить что-нибудь чуть более приличное, чем это… За те же или за меньшие деньги.
У некоторых получалось настолько хорошо, что они шили (вязали) и себе, и своим близким, и даже брали заказы.

У тех, кто сам не шил, но располагал достаточными средствами, считалось престижным «иметь свою портниху», которая «шьёт по Бурде» (где-то доставались соответствующие выкройки). Однако полагаю, что иметь возможность «доставать» всё, что захочется, считалось всё же более престижным, чем иметь свою портниху, хоть она и шила по Бурде.

«Доставалось» всё самыми разными путями, и с некоторых пор даже появилась профессия подпольного снабженца, кажется, она называлась «хаусмайор». Это человек, имевший мощные связи в торговой сфере. К нему «на довольствие» становились далеко не бедные семьи, не имеющие  при этом собственных связей в торговле. Как правило, «на довольствие» принимались не просто состоятельные люди, а желательно те, от которых тоже можно было что-то «поиметь» (среди них очень часто - не рядовые преподаватели вузов).
Хаусмайор «доставал» все необходимые для дома и домочадцев вещи, которые нельзя было купить в магазине. Естественно, за плату. Как оплачивались его услуги – сказать не могу, эта информация не разглашалась.

В нашем институте училось много иностранцев, и, возможно, именно поэтому в студенческой среде процветала «фарцовка». Наши студенты просили иностранных студентов привезти те или иные вещи (чаще всего – джинсы и импортную косметику), те, возвращаясь с каникул, привозили, большая часть этого перепродавалась. Иметь «фирменные» джинсы хотелось всем. Но вне пределов близкого круга вслух об этом старались не говорить, «вещизм» не приветствовался официальной идеологией. Более того, если речь шла об импортных вещах, то «пахло» уже не вещизмом, а «преклонением перед Западом».

Может быть, я ошибаюсь, и не всем хотелось иметь джинсы – кто-то, возможно, искренне был «выше этого». Но так уж получилось, что все те из моих знакомых, которые считали себя «выше этого», держались «выше» ровно до того момента, пока им не удавалось «этим» обзавестись.
Как бы то ни было, вещевой ручеёк, текущий из-за границы, не пересыхал, и за годы моей учёбы был только один случай, когда парня «взяли за фарцовку» - исключили из института, из комсомола и вроде бы даже посадили.

Среди моих друзей был венгр, Ласло Б. Он каждый раз, уезжая на каникулы, спрашивал, не привезти ли мне что-нибудь. И очень удивлялся, что я отказываюсь, говорил, что все знакомые девчонки на него так «наседают», что он просто не в состоянии выполнить все просьбы. Я продержалась до пятого курса. На пятом курсе, перед зимними каникулами, я заказала ему сапоги и туфли. Скоро распределение, начну работать, надо хоть как-то «соответствовать», ведь буду уже не девочка-студентка… Юбку можно сшить, кофту можно связать, но обувь…

Если говорить о личных вещах, то обувь была, наверно, самым тяжёлым вопросом всех советских времён и всех советских народов. Туфли и сапоги отечественных фабрик в магазинах имелись. Почему их делали такими, что носить их было неудобно и больно – для меня до сих пор загадка. У очень многих женщин моего поколения (если не у абсолютного большинства) появились проблемы с суставами стопы ещё совсем в молодом возрасте. И не потому, что все носили каблуки с утра до ночи, таких как раз было меньшинство. Просто наша обувь была страшно неудобная, и, поскольку купить импортную удавалось редко, носили то, что было. Если же пытались купить импортную, то очень часто нужный размер отсутствовал, покупали на размер меньше. Ходить тоже было не очень удобно, но, по крайней мере, эта обувь не выглядела безобразно.
Мужчинам в этом смысле было легче – они при отсутствии нужного размера покупали не меньший, а больший (если он, конечно, был) – мужская обувь, если она великовата, при ходьбе не спадает с ног.

Всё это касается и одежды. Мне казалось, нет особой проблемы в том, чтобы взять за образец какие-то импортные модели, которые идут нарасхват благодаря их удобству и приличному виду, и делать их точные копии. Сырьё, как правило, было не худшего качества. Но так не делалось. В результате огромное количество кожи, шерсти, хлопка (конечно же, и синтетики, но натурального было жальче) превращалось в нечто неприемлемое и невостребованное.
А импорта на всех не хватало.

Удивляюсь, как вообще выжили мужчины с размером ноги от 45-го и больше. И с размером одежды от 54-го, 6-й рост. Им-то уж точно было «не до жиру» - лишь бы не ходить босыми и голыми. Наша, отечественного пошива одежда больших размеров, была двух типов – или на большой рост, но худых, или же широкая, но на маленьких. Совмещение высокого с широким попадалось более чем редко. Импортную же одежду соответствующих размеров удавалось увидеть в магазинах ещё реже. Продавцы объясняли, что это «неходовые размеры» и закупают их немного. Про обувь от 45-го, и особенно от 46-го говорили то же самое.

Помню, как я в самом конце 70-х пыталась помочь моему будущему мужу, человеку крупногабаритному,  купить туфли. В тех, что он ходил, подошва протёрлась насквозь, и ремонту они уже не подлежали. Это была тягостная эпопея поисков, а ввиду наступающей зимы - особенно тягостная…
В итоге нашли какого-то сапожника, который пошил ему сапоги. Пошил, как умел.

Как-то мне попалось на глаза интервью с мастером-мебельщиком, известным в Европе. Среди прочего он сказал: «Чтобы сделать хороший стул, надо с уважением относиться к человеческому заду».
Думаю, что вся наша тогдашняя лёгкая промышленность относилась безо всякого уважения не только к человеческому заду, но и ко всем остальным частям и органам человеческого тела, включая голову. Со всем её содержимым.

Tags:

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
hydrok
Oct. 11th, 2013 11:10 am (UTC)
Точно! Про колготки подтверждаю (год примерно 76-77-й, гэдээровские) - в магазинах свободно, но неподъемные 7,70. Откуда знаю: девушке своей на день рождения подарил(ночь грузчиком на хлебозаводе). Она была счастлива! Вот, до сих пор эти колготки и их цену помню - как же мало было надо для полного счастья любимой:)
valentina_ak
Oct. 11th, 2013 11:16 am (UTC)
Да, во 2-й половине 70-х они стоили уже 7-8 рублей. По сравнению с первой половиной (когда я начала учиться - 71-й год) - сильно подешевели, но всё равно это была бешеная цена. А когда подешевели до 5 руб и чуть меньше - уже так свободно не лежали.
r_o_u_s
Oct. 11th, 2013 02:34 pm (UTC)
*тянет руку* Я, я помню! У меня в школе, когда я выросла из детских колготок, тоже были чулки на поясе. Мальчишки-хулиганы иногда задирали девчонкам юбки школьной формы, чтобы увидеть эту конструкцию. Ещё мы приноровились делать из детских колготок колготки-сеточки. Обрезали низ (от пятки), собирали на нитку петли через одну, потянули- готово. Колготки получались сетчатые и бОльшего размера. Ну и рейтузы с носками носили, когда холода были... А в старших классах уже появились эластичные колготки. Помню, как до последнего старались продлить их эксплуатацию. "Колготки под брюки")) Как же мы изгалялись, етить-колотить... А застёжки на лифчиках? Такие пластмассовые, дырочка и овальная пимпочка. Расстёгивались на раз-два. У мамы был запас застёжек, ломались они что ли? Или наоборот, сносу им не было? Надо спросить))

Edited at 2013-10-11 06:35 pm (UTC)
valentina_ak
Oct. 11th, 2013 02:45 pm (UTC)
Точно, напомнили как делалась "сетка" :) А то я результат помню, а процесс, технология - стёрлись как-то :)

Ох уж эти дырочки-пимпочки... чуть поведёшь плечами, и... :))
karman2011
Oct. 12th, 2013 01:39 am (UTC)
О, вот сеточки мы тоже ещё делали. Они не оттопыривались на коленях и смотрелись получше.
intercedo
Oct. 11th, 2013 02:54 pm (UTC)
Ох, ну вы и напомнили!.. С ужасом вспоминаю.
Особенно свой позор конца 70-х, когда добегала до дома с лопнувшей по дороге из института в трамвае резинкой на чулках. Придерживая кое-как через юбку сползающий чулок и вежливо здороваясь с ухмыляющимися соседями((
valentina_ak
Oct. 11th, 2013 03:04 pm (UTC)
Я читала воспоминания какой-то эстрадной певицы, её основная деятельность пришлась на «доколготковый» период, так она рассказывала, что, выходя на сцену, всегда лёгким движением руки (проводя по платью) проверяла, не расстегнулись ли резинки, и иногда ей кошмары даже такие снились, что во время концерта чулки съехали :) Думаю, даже если платье было до пола, это не совсем бы спасло :)

karman2011
Oct. 12th, 2013 01:55 am (UTC)
Вот проблемы с колготками меня не очень трогали)))) Я с детства занималась спортом и вечно ходила в спортивных костюмах. Помню, даже из формы школьной юбку сделала и надевала под олимпийку. На олимпийку надевала фартук. В школе холодновато было, всё равно все на форму что-нибудь надевали.
Вот дефицит спортивной одежды заставлял вертеться. Знаете, я в 17 лет имела месячный доход больше, чем мама: полставки секретаря -40р, полставки технички - 40р, повышенная стипендия - 45р =125. И ещё я от ежемесячного маминого перевода в 30р никогда не отказывалась (да-да, не зело был ребёнок). И при этом у меня не было ничего лишнего. Даже косметики путёвой не было. Как раз на мамин тридцатник и жила. Остальное копила.Я же лыжами занималась. Вы не представляете сколько стоил, например, эластиковый комбинезон. Или пластиковые лыжи. Или хорошие ботинки. Этого же всего на рынке не купишь. Покупали у спортсменов из сборных, которым это выдавали в клубах бесплатно. Но они ж тоже нищие были. Жить как-то надо. Оставляли себе в обрез, берегли старое, а остальное продавали молодняку. Но и это надо было ещё договориться. Перебивали цену друг у друга. Это целый аукцион.
Сейчас смотрю на свои лыжи и думаю: вернуться бы хоть на одну тренировку с ними... Эким бы я гоголем перед всеми прокатилась))))
valentina_ak
Oct. 12th, 2013 02:06 am (UTC)
Дефицит спортивной одежды и спортивного снаряжения – отдельная тема, я не рискнула её затрагивать, поскольку сама занималась спортом лишь периодически. Но слышала от знакомых, глубже погружённых в это дело, о самых разных проблемах…

uuvasilev
Oct. 13th, 2013 08:31 am (UTC)
Когда я учился в Университете, у нас только у одной девочки были пластиковые лыжи, и преподаватель физвоспитания посылал ее на все соревнования. Мы ее лыжам очень завидовали. Но они были страшно дорогие. А еще я мечтал о коньках-сапожках. Они были чешские и очень дорогие - 25 рублей, тогда как обычные стоили 5 рублей. Мне родители их лишь однажды купили, и я из них быстро вырос. А теперь у меня две пары пластиковых лыж и коньки-сапожки.
karman2011
Oct. 13th, 2013 08:40 am (UTC)
Ну да: полная экипировка и ни какого праздника от этого))) Тогда ты был счастливым обладателем, ежели имел то, чего нет у других.
uuvasilev
Oct. 13th, 2013 02:05 pm (UTC)
Вот не соглашусь с Вами. Когда мои старые тяжелые деревянные лыжи наконец доломались, и я, купив пластиковые, заскользил на них по лыжне - это был праздник! Когда после долгого перерыва я надел коньки, сапожки так плотно охватили щиколотку! Раньше, на обычных коньках щиколотка после двух-трех первых разов болела, сейчас и после первого не болит. А радоваться от обладания тем,чего у других нет - это, мне кажется, не очень хорошее чувство.
karman2011
Oct. 14th, 2013 08:18 am (UTC)
А что делать?))) Мы его испытывали)))
uuvasilev
Oct. 14th, 2013 01:27 pm (UTC)
Да я сам грешен. Мой отец был членом Союза писателей СССР, и у нас был доступ в Лавку писателей, в том числе и к подписным изданиям. Помню, как, забрав очередные тома, я рассматривал их на лавочке,а сидевший рядом мужчина поинтересовался, где я их достал. И я с гордостью пояснил, что это не для простых смертных. Но сейчас это, слава Богу, прошло.
valentina_ak
Oct. 14th, 2013 02:15 pm (UTC)
Чувство превосходства от обладания дефицитными книгами было характерно даже для тех людей, которые могли быть «выше вещизма» :)

Тут рядом проходит одна тема (о приобщении «к высокому», если это тоже дефицит), я как-то затронула её в http://valentina-ak.livejournal.com/6766.html, но, по-моему, особого понимания у собеседников не нашла.

karman2011
Oct. 14th, 2013 11:49 pm (UTC)
Опа))) А у меня в этом месте был страшный внутренний конфликт. Жутко распирало и хотелось похвалиться, однако было вбито с детство мамой: либо ты делишься апельсином со всеми, либо ешь его там, где он никого не трогает запахом.
valentina_ak
Oct. 15th, 2013 01:46 am (UTC)
В смысле, папа тоже был членом СП? :)
karman2011
Oct. 15th, 2013 03:49 am (UTC)
Мы вообще-то про грех, а не про пап))) Нет, мой папа был алкоголиком. И я вообще нечаянно узнала, что это мой папа)
valentina_ak
Oct. 15th, 2013 04:14 am (UTC)
А, это у меня комментарии не в том месте "связались".
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner