Начала писать комментарий к записи http://auvasilev.livejournal.com/591054.html , но, как нередко у меня случается, комментарий получился слишком длинным, так что подробности - здесь.
Речь о войне и «исторической вине».
Во избежание, как говорится, инсинуаций, сразу уточню – для нашей семьи День Победы всегда был настоящим праздником (настоящих у нас было всего два – Новый Год и День Победы, остальные постольку-поскольку, без особых эмоций). Иначе и быть не могло, слишком много трагического война принесла и маминой семье, и папиной. Думаю, однако, что наши внуки (правнуки воевавшего деда, который умер до их рождения) вряд ли будут так эмоционально воспринимать ту войну и Победу.
Но я уже как-то упоминала, когда речь шла о «национальном вопросе» http://valentina-ak.livejournal.com/30545.html , что к немцам как таковым мои родители претензий не имели: папа воевал «не с немцами, а с фашистами», а мама, жившая почти с начала войны и до середины сентября 43-го года в оккупации, чётко делила оккупантов на «карателей» (части СС и особо рьяные из власовцев и крымских татар), которые зверствовали, и «простых солдат», которые над мирным населением, как правило, не измывались.
И не только у мамы осталось такое впечатление, я и от других людей подобное слышала многократно.
(Вспомнился эпизод из маминых рассказов. Когда немцы уходили из маминой деревни, они подожгли её. Подожгли и ушли. А крымские татары из этой части задержались – следить, чтоб никто не пытался тушить или выносить что-нибудь из дома, под угрозой смерти. Один, наиболее догадливый, даже залез в дедушкин погреб, проверить, не припрятано ли там что-нибудь ценное. Действительно, дедушка успел спрятать там самое ценное, что было в доме – зеркало. Так этот бдительный воин взял камень и расколотил зеркало на мелкие кусочки. Просто эпизод…).
И вот ещё комментарий, из моего жж (к записи http://valentina-ak.livejournal.com/1280.html ) :
«Немцы в деревне были, но всего одиннадцать дней. Боев не было. Фронт стоял километрах в двадцати, на канале Москва-Волга. Кстати, что меня в детстве очень удивляло, о немцах наши ничего плохого не говорили. Нормальные говорят люди были, продуктов довольно много оставили. У нас в доме немецкие солдаты стояли. Но это конечно не эсэсовцы были, а обычные пехотинцы. Повезло может просто». (Это деревня Лишенино Дмитровского района Московской области, километров 100 на север от Москвы).
Мне непонятно, почему потомки обязаны бесконечно каяться и «искупать вину» предков. Тем более потомки тех солдат, что оставили продукты в Лишенино или тех, что должны были расстрелять мою маму, но не расстреляли (правда, это были не то чехи, не то поляки). Но и вообще – все.
Конечно, бывает, что чувствуешь свою как бы вину и в том, что ты лично не совершал и в чём вовсе не виноват, и «… без вины готов я повиниться за то, что жизнь людская так пестра…», и даже можно чувствовать что-то вроде вины перед больным, когда сам здоров, но это – дело внутренней эмоциональной организации человека и не даёт никому НИ МАЛЕЙШЕГО ПРАВА действительно поставить ему это в вину, да ещё чего-то от него требовать на этом "основании".
Речь о войне и «исторической вине».
Во избежание, как говорится, инсинуаций, сразу уточню – для нашей семьи День Победы всегда был настоящим праздником (настоящих у нас было всего два – Новый Год и День Победы, остальные постольку-поскольку, без особых эмоций). Иначе и быть не могло, слишком много трагического война принесла и маминой семье, и папиной. Думаю, однако, что наши внуки (правнуки воевавшего деда, который умер до их рождения) вряд ли будут так эмоционально воспринимать ту войну и Победу.
Но я уже как-то упоминала, когда речь шла о «национальном вопросе» http://valentina-ak.livejournal.com/30545.html , что к немцам как таковым мои родители претензий не имели: папа воевал «не с немцами, а с фашистами», а мама, жившая почти с начала войны и до середины сентября 43-го года в оккупации, чётко делила оккупантов на «карателей» (части СС и особо рьяные из власовцев и крымских татар), которые зверствовали, и «простых солдат», которые над мирным населением, как правило, не измывались.
И не только у мамы осталось такое впечатление, я и от других людей подобное слышала многократно.
(Вспомнился эпизод из маминых рассказов. Когда немцы уходили из маминой деревни, они подожгли её. Подожгли и ушли. А крымские татары из этой части задержались – следить, чтоб никто не пытался тушить или выносить что-нибудь из дома, под угрозой смерти. Один, наиболее догадливый, даже залез в дедушкин погреб, проверить, не припрятано ли там что-нибудь ценное. Действительно, дедушка успел спрятать там самое ценное, что было в доме – зеркало. Так этот бдительный воин взял камень и расколотил зеркало на мелкие кусочки. Просто эпизод…).
И вот ещё комментарий, из моего жж (к записи http://valentina-ak.livejournal.com/1280.html ) :
«Немцы в деревне были, но всего одиннадцать дней. Боев не было. Фронт стоял километрах в двадцати, на канале Москва-Волга. Кстати, что меня в детстве очень удивляло, о немцах наши ничего плохого не говорили. Нормальные говорят люди были, продуктов довольно много оставили. У нас в доме немецкие солдаты стояли. Но это конечно не эсэсовцы были, а обычные пехотинцы. Повезло может просто». (Это деревня Лишенино Дмитровского района Московской области, километров 100 на север от Москвы).
Мне непонятно, почему потомки обязаны бесконечно каяться и «искупать вину» предков. Тем более потомки тех солдат, что оставили продукты в Лишенино или тех, что должны были расстрелять мою маму, но не расстреляли (правда, это были не то чехи, не то поляки). Но и вообще – все.
Конечно, бывает, что чувствуешь свою как бы вину и в том, что ты лично не совершал и в чём вовсе не виноват, и «… без вины готов я повиниться за то, что жизнь людская так пестра…», и даже можно чувствовать что-то вроде вины перед больным, когда сам здоров, но это – дело внутренней эмоциональной организации человека и не даёт никому НИ МАЛЕЙШЕГО ПРАВА действительно поставить ему это в вину, да ещё чего-то от него требовать на этом "основании".
Comments
Я слышал подобных воспоминаний не мало - например из Брянской области - в окупации довелось наконец масла есть от пуза (немцы установили посильный оброк - все что сверх него оставалось хозяйствам).
Самое ужасное в таких воспоминаниях для меня то что зверство наводили такие "советские" люди - крымские ли татары, украинцы ли, казаки ли, прибалты - национальность тут уже дело второстепенное.
Главное что люди вот жили 20 лет соседями а потом вышли жечь и резать аки гражданская война - вот уже воистину преемственность поколений.
Возможна ли подобная резкая перемена в народе сейчас при перевернувшихся обстоятельствах?
Что касается комплекса вины - вот немцы до сих пор каются, и в школах у них это вбивают с младых ногтей (что уж там в ру школах сейчас вбивают - страшно думать).
Я недавно испытал "комплекс вины", выслушивая рассказ немки переселенки про мытарства ее семьи, которую из поволжья угнали на Алтай в голое поле, как норы там сначала рыли, а потом отсроили каменные деревни, заводы, замостили дороги, которые до сих пор остались наиболее проезжими в тех местах, что ныне стоят заброшены ...
Почему так получалось? Трудно сказать. Не всегда выбор определялся высокими мотивами, не всегда то или решение принималось ради спасения своей жизни или жизни близких.
Сестра, будучи главой сельской администрации рассказывала, как один старичок приходил к ней просить то ли льготы, то ли подарки, которые полагались ветеранам войны. Она ему напомнила, что он служил в полиции и что льготы и подарки, соответственно, на него не распространяются, а он говорит: «Андреевна, так кто ж знал, что наши придут! Если б знать, я б тоже в партизаны пошёл!»
«Возможна ли подобная резкая перемена в народе сейчас при перевернувшихся обстоятельствах?»
Мне кажется, если проявления недовольства, вражды и т.п. сдерживаются и предотвращаются в обществе, главным образом, силой (например, существуют жёсткие идеологические установки с опорой на соответствующие законы, как это было в советские годы у нас), то при исчезновении этой силы пружина резко распрямляется (пример – массовые межнациональные конфликты в бывших советских республиках).
Есть ли сейчас подобное «сжатие»? Не знаю… Но, уверена, найдутся такие, кто в случае чего рад будет разграбить соседский дом, что побогаче.
- вот она святая проста русского народа - толстой лучше не написал бы :)
Понятно, что при совершении одних и тех же преступлений могут быть смягчающие вину обстоятельства, могут быть отягчающие, но в любом случае речь должна идти о тех деяниях, которые человек совершил сам, а не о тех, что совершили его (пра)деды или родители. Распространять вину предков на потомков как «историческую» мне кажется делом неправильным и манипулятивным.
У меня была тётка, жуткая стервоза и домашний тиран. Она не совершала преступлений в общепринятом смысле, но если б совершила, я бы почувствовала к её жертве сочувствие (как я сочувствовала её зятю и внуку) безо всякого чувства вины по поводу родства.
В комментарии выше человек пишет, что "немцы до сих пор каются, и в школах у них это вбивают с младых ногтей". Так что не совсем прагматичны. Что неправильно, кмк.
С одной стороны, я вроде не могу судить - не была в Германии, не смотрю немецкие фильмы о войне. С другой стороны, знаю людей, не доверять чьим мнениям у меня нет оснований (и которые подолгу и часто бывают в Германии либо живут там), они говорят, что это так.
Если и штамп, то как избитая констатация факта.
А кому каяться? Туркам или советским немцам,население пополняется в основном этими категориями граждан.
Сужу по другим данным. Почитал работы немецкого историка Анны Зигмунт. Без соплей и слюней, спокойно, аргументированно. Я с ней согласен. Не немецкий народ привёл к власти Гитлера и насадил фашизм. Эта байка придумана, что бы снять вину с крупных промышленно-финансовых воротил Германии, Европы и США, потомки которых продолжают владеть миром.