Газонокосилка электрическая, нет ни бензиновой вони, ни оглушительного треска. Только мерное жужжание и запах скошенной травы. А травка так быстро подсыхает на жаре, что уже через час главным запахом в саду становится запах сена. Это запах моего детства.
Вообще-то к сенокосу, или, как у нас говорили, к покосу, у меня было отношение неоднозначное.
С одной стороны - тяжёлый, далеко не детский труд.
Несколько раз ворошить, а потом сгребать на жаре бесконечные рядки сена, носить его в копёшки, потом грузить на телегу или машину... Выкладываешься наравне со всеми, независимо от возраста, а как же иначе, это же покос!
Дело не только тяжёлое, но и нервное: найти, на чём увезти сено, было большой проблемой. Перевозчиков мало, транспортные средства не свои, люди на них целый день работают в колхозе, а уж вечером "выручают" тех, кому повезло с ними договориться. Тот факт, что отец был начальником (председателем колхоза, парторгом...), проблему не решал - отец никогда не злоупотреблял "положением". И "договариваться" сам не ходил - видимо, с целью "незлоупотребления". Бегала-искала-просила-нервничала мама. Но нервозность, связанная с сеном, начиналась раньше, с косьбы.
Большая часть моего детства была связана с "первым этапом эволюции" - сено косили сами. То есть косил отец, но одному накосить на корову было очень трудно, искали помощника, что тоже было нервным делом. Кстати, на корову почему-то выделенного пая всегда не хватало, сено заканчивалось в конце зимы, а то и в середине... Что тогда было - отдельная тема... Ну, на верёвках умирающую от голода корову не поднимали, всё-таки это были 60-е годы, а не 40-е, но лучше не рассказывать.
Привезённое сено надо было занести в сарай. Старшие таскали его на вилах и забрасывали всё выше на сеновал, а младшие утаптывали. Та ещё работёнка - топтать сено. Пылища невообразимая (сенная пыль), ты стараешься подхватить охапку, которую тебе снизу бросают вилами, и при этом не напороться на них, оттаскиваешь охапку вглубь и выше, и прыгаешь по ней, прыгаешь... А она не утаптывается, потому что вес в тебе, маленькой и худющей, чисто символический. И надо скорей ловить следующую охапку, процесс не должен прерываться, ведь может пойти дождь.
Потом, когда сено было убрано в сарай и оседала пыль, начиналось самое главное, то, что "с другой стороны". Как я любила спать на сеновале! И ничего, что травинка щекочет за шиворотом и комары зудят и кусают, ничего, что куры рано встают, бесцеремонно залетают в сарай и будят противными громкими голосами, ничто не имело значения по сравнению с запахом сена!..
А с работой на покосе были связаны и некоторые приятные моменты.
Ехать туда было весело, добирались как-нибудь с приключениями или с кем-нибудь нормально. Ехать обратно - на возу - тоже было весело, хоть и страшно. И главное удовольствие на покосе - еда: сало, хлеб, зелёный лучок, молоко...
Весной мама, как правило, оставляла последние 2-3 куска сала специально "на покос". Конечно, главным образом оно предназначалась для косцов, но и нам на законных основаниях тоже перепадало.
Молоко... Ежегодная эпопея с покосом, понятное дело, осуществлялась ради молока. Деревенские дети тех лет без него, наверно, не выжили бы. Но ведь и государство почему-то очень нуждалось в молоке от наших коров. Не помню, в каком году отменили обязательную сдачу государству молока от личных коров и яиц от личных кур. Но хорошо помню, как по утрам, когда корова не в запуске, я несу трёхлитровый бидон молока - государству. А вечером мама наливает нам по полстакана молока, и мы макаем в него, как в сметану (сметаны, естественно, не было), блины. То ли дело на покосе! Ешь - не хочу... Впрочем, есть мы хотели всегда. Поэтому в отношении яиц я сильно конкурировала с государством. Утащишь яйцо прямо из гнезда, и, если есть сахар, то с ложкой сахара размешаешь - такой обалденный гоголь-моголь получается! А если сахара нет, то проколупаешь дырочку в скорлупе, щепотку соли туда, спичкой размешаешь - тоже неплохо.
Вот так, под жужжание газонокосилки, много чего вспомнишь и передумаешь. И под запах сена, конечно.
Comments
"Сено либо таскали на себе (Ну, знаете, на веревке через спину. Называлось ведь это как-то.)"
Вспоминала-вспоминала название... Верёвку прямо так и вижу, как она лежит на земле, как бы вдвое сложенная, длинной "аркой"... Кажется, это называется волокуша! Или я ошибаюсь?.. :-)
специально искала картинку с владимирской областью )))