?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Семья

Говоря о запрете на усыновление американцами российских детей, господин Астахов прокомментировал один из нюансов так:
«Те дети, которые сегодня отбирались иностранными американскими родителями, мы знаем о 46 детях, …они не смогут уехать в Америку…Из этого не надо делать трагедию, потому что все эти дети находятся в едином банке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые готовятся к усыновлению. Внутрироссийское усыновление только усиливается и усиливается с каждым годом…»

В связи с этим А.Ю. Васильев предложил реализовать проект «Девяносто два»

«…Надо будет написать книгу. Крохотные очерки буквально на пару страничек, но, желательно предельно информативные. Вот каждый такой ребенок, который остался здесь. Что с ним произошло через три, пять, десять, пятнадцать лет. Как воспитывался, где учился, кем стал, чего добился, в каких условиях существует и чем занимается

И взять именно столько же, ровно сорок шесть последних усыновленных американцами детей…»

Очень хотелось бы, чтоб никаких ужасов и трагедий не было ни в одном из 92-х очерков. Хотя бы начиная с определённого этапа, потому что в самом начале жизни всех этих детей ужас и трагедия уже присутствуют.

Я как раз такую историю знаю и расскажу.

Женя, девочка из Томского детдома, которую удочерила семья Николь из Северной Каролины, не относится, конечно, к сорока шести последним усыновлённым, дело гораздо более давнее

В середине 90-х, год точно уже не помню, на сайт нашего детского стрежевского Интернет-клуба вышла жительница США Nicole LaMotte и обратилась ко мне с просьбой. Её приёмной дочери исполнилось восемь лет, девочку взяли в шестилетнем возрасте, и, по словам Николь, Женя забыла не только русский язык, но и вообще Россию, Сибирь, то есть родные места, а её родители хотели бы, чтоб Женя знала свою «первую родину». Поэтому попросили меня найти ей друзей по переписке, земляков, примерно одного с ней возраста. А у моей приятельницы Ларисы, учительницы английского языка, был как раз восьмилетний сын, Ярослав, и мы «познакомили» детей. Лариса, естественно, помогала сыну с английским, так как по-русски писать Женя не умела. Соответственно, мы подружились с Николь, тоже переписывались.

На вопрос Ярослава, помнит ли она, что такое валенки, Женя ответила, что не помнит. Ярослав задал наводящий вопрос: «А в чём вы гуляли зимой, что надевали на ноги?» Женя ответила, что не может припомнить, чтоб она где-то гуляла зимой.

И, думаю, гулять ей действительно приходилось не очень часто.  Дело в том, что Женя была почти слепая, кроме того, у неё стоял диагноз аутизм. Видимо, возиться с одеванием-раздеванием такого ребёнка у сотрудников детдома не хватало или времени, или желания, делали это нечасто, вот она и забыла.

За два года в США Жене сделали несколько операций на глазах, в последующие годы – ещё несколько (кажется, за всё время их было шесть), к восьми годам Женя уже видела крупный шрифт на экране компьютера, и, насколько я помню, у неё была специальная клавиатура. Во всяком случае, с помощью компьютера она была в состоянии и читать, и писать.

Диагноз аутизм американские врачи не подтвердили в той мере, в какой его поставили томские врачи, заменили на синдром Аспергера (более лёгкая степень). Но были и раскачивания, от которых родители Женю терпеливо отучали, и болезненная привязанность к маме, панический страх «отпустить» её от себя, с которым тоже пришлось бороться, и проблемы вербальной коммуникации. На каком-то этапе даже возникла необходимость в жестовом языке, и вся семья, как выразилась Николь, научилась «махать руками».

Вся семья – это Николь и её муж  Will (не знаю, как это должно правильно звучать по-русски), и дети – Таня и Чилтон (Tania and Chilton), тоже приёмные, тоже были полуслепые, из Гватемалы и Гаити. Семья, кстати, небогатая. Муж по профессии электрик, Николь занималась только детьми. Сама она также имеет проблемы со здоровьем, что-то с позвоночником. Носит специальный корсет и ходит с палочкой.

Однажды Николь написала, что собирается побывать в Томске. Среди целей поездки (посетить детдом, где жила Женя, привезти детям подарки, встретиться с нами) была и такая – разыскать Женину биологическую мать, пусть у Жени будет «две мамы». От этой цели мы с Ларисой пришли в ужас. Вдруг и правда найдёт?.. Ладно, если биологической матерью окажется женщина с нормально сложившейся судьбой – ну, не придёт в восторг от «звонка из прошлого», ну, не захочет общаться – не беда. А если это какая-нибудь спившаяся личность, которая попытается сесть на шею новым «родственникам»?.. И нужна ли Жене такая мамаша?.. В общем, мы с Ларисой отговорили Николь от поисков, она только побывала в детдоме, отвезла подарки.

Встретиться нам не удалось – Сибирь велика, от нашего городка до областного центра (Томска) примерно 900 километров. Николь думала, что мы где-то поблизости.

Я спрашивала Николь, как обойдётся её семья без неё, пока она будет в поездке. Всё было предусмотрено. Мужу разрешили приходить на работу на час позже, он должен отвезти детей в школу. Какие-то функции взяла на себя её подруга и другие члены их католической общины, проживающие в том же городке. С уборкой, сказала, дети справятся по мере сил сами. Действительно, проблем не возникло.

Поразительно, как много успели сделать Николь с мужем всего за два года, к моменту нашего знакомства. Некоторые вещи просто не укладываются в голове. Например, как они смогли так быстро распознать в Жене талант? – Женя буквально понимала «собачий язык», и к восьми годам уже выдрессировала несколько собак-поводырей для слепых по заказу соответствующей организации. Собак лабрадоров, если мне не изменяет память. Николь хвасталась (а кто б не похвастался), что Жене даже удалось обучить довольно взрослого щенка, который попал к ней в том возрасте, когда считается, что уже поздно и невозможно. В связи с этим (обучением собак) на одном из известных американских телеканалов (я в них путаюсь) про Женю показали сюжет, Николь нам прислала копию фильма на видеокассете.

Женя закончила школу и колледж, который по-нашему называется, наверно, зоотехническим, работает с животными. Мы с Николь сейчас общаемся не так интенсивно, как раньше. Вот несколько майских фотографий:

will_and_nikizhenya_and_niki_2
zhenya2zhenya_and_niki_1
nikizhenya_pesent

Из письма Николь:

Zhenya now lives in the city four hours from here by bus. She is working with animals as an animal groomer. She loves her job and hates days off!!

We enjoying hiking together as you can see by the last pictures I sent.

She is doing very well.

I hope you are well.

If you ever want to come to NC in the USA - let me know - we would be happy to have you!

Niki

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
intercedo
Dec. 26th, 2012 02:29 pm (UTC)
Спасибо вам, так хорошо, что вы написали.
valentina_ak
Dec. 26th, 2012 03:03 pm (UTC)
Мы с Ларисой, вспоминая Женю, частенько говорили, что ей повезло. Точнее, что сначала очень не повезло, но потом повезло. Теперь думаю, ей повезло ещё и в том, что она родилась до "закона"...
livejournal
Dec. 26th, 2012 02:29 pm (UTC)
Семья
Пользователь auvasilev сослался на вашу запись в записи «Семья » в контексте: [...] Оригинал взят у в Семья [...]
vetsog
Dec. 26th, 2012 03:46 pm (UTC)
Спасибо за историю. Немного удивительно, что девочке разрешили приехать в Россию. Часто вместо визы требуют для таких детей оформления российского паспорта, постановки на консульский учет и других бюрократических штучек, не всегда преодолеваемых родителями.
valentina_ak
Dec. 26th, 2012 03:51 pm (UTC)
Нет-нет, Женя после отъезда из Томска никогда не была в России. Это я, наверно, не слишком внятно написала. Фотки из NC.
vetsog
Dec. 26th, 2012 03:57 pm (UTC)
Это я не очень внимательно читал.
С прошедшим Рождеством и наступающим Новым Годом Вас!
--
Иван Гостев
(Сейчас я в Калифорнии, но долго жил в Торонто)
valentina_ak
Dec. 26th, 2012 04:39 pm (UTC)
Спасибо! И Вас с наступающим!

То есть Вы теперь живёте в Калифорнии?..
В середине 90-х на англоязычную версию нашего клубного сайта просто нашествие было, мы общались с кучей людей из самых разных стран, и из нескольких американских штатов. Самые тесные американские контакты были с Николь (Северная Каролина) и Бобом Кози (Калифорния) - есть где-то там, в Калифорнии, маленький городок Маунтин Шаста :) В Канаде тоже имелись друзья… Это было очень интересное время и для них, и для нас. Локальный информационный бум :)
Если Вы сменили место жительства, то пусть новое для Вас окажется во всём не хуже, а в чём-то – обязательно лучше старого :)


vetsog
Dec. 26th, 2012 05:22 pm (UTC)
Я работаю с августа здесь, рядом с Беркли, живу пока у тети в Сан Франциско (это недалеко, через мост через залив отсюда). Жена продает дом в Торонто, когда это случится мы с младшим сыном переберемся сюда. Старшая наша дочка остается учиться анимации в Канаде.
Грустно немного уезжать из Торонто - очень много там хорошего. Честно говоря, мне кажется, что Канада - самая лучшая страна.
Кстати, взглянул я на карту - Mt. Shasta очень от меня далеко.
valentina_ak
Dec. 27th, 2012 02:05 am (UTC)
Любимые места всегда грустно покидать. Но бывает, что надо.
proshe_prostogo
Dec. 26th, 2012 05:18 pm (UTC)
прочла ващу историю про Женю и подумала, что вот о таких как она пишут сейчас всякие российские якобы правозащитники, что это капля в море, что американцы усыновляют в основном белокожих и голубоглазых здоровеньких младенцев и прочее.
что запрет на усыновление ни на что не повлияет.

лес рубят, щепки летят. щепок не жалко.

вот не хотела обобщать, а получилось.

очень трогательная история. про девочку Женю и про небогатую американскую семью, и про Николь, имеющую свои проблемы со здоровьем. и очень жизненная.

спасибо.
valentina_ak
Dec. 27th, 2012 02:07 am (UTC)
Тем, которые «лес рубят», глубоко наплевать на всех этих детей в детдомах. Демагогия, манипулирование темой, откровенное враньё, рассчитанное на то, что «народ не в теме», и голимый цинизм.

Мне Николь раньше много писала про другие семьи с приёмными детьми – хорошо знакомые ей, отдалённо знакомые… Наверно, не меньше десятка детей упоминала, большей частью из России, и я не помню, чтобы среди них были здоровые дети.
Семья её друзей в конце 90-х усыновила слепого мальчика из Екатеринбургского детдома. Слепого – потому что есть положительный опыт (в том числе у Николь), как лечить, растить таких детей, они им делятся друг с другом.
proshe_prostogo
Dec. 27th, 2012 07:06 am (UTC)
именно!
и мой личный опыт - на уровне общения с лично знакомыми мне американскими усыновителями, оч схож с вашим. то есть обычные, далеко не самые богатые семьи, усыновляют сирот с проблемнымздоровьем, зная и умея как эти проблемы минимизировать. вкладывают в них душу, растят в любви, выучивают причём не абы чему, а по природным склонностям, по призванию.

а я ведь оч далека от этой темы, просто соседи были или просто коллеги. это когда мы там жили экспатами, деньги зарабатывали.

и, к слову, даже из СМИ и вообще из любых источников я знаю лишь один случай удочерения иностранцами здоровенькой девочки, несколько месяцнв от роду, красавицы-блондинки. но и то речь идёт о нашей медийной фигуре, миллионерше. а девочка из Украины. и что-то о ней последние годы (а она уже достаточно взрослая стала) ничего не слышно.

пс я тут на ваш пост сослалась. в одном споре. где обычно здравосмыслящая френдесса вдруг обнаружила патриотический порыв - не пущать! а то они там детям имена меняют на клички собачьи и от русского языка отучают.
хрендец какой-то!
valentina_ak
Dec. 27th, 2012 08:37 am (UTC)
Я тоже была далека, а потом как-то резко окунулась в тему – что и как и там, и у нас. И по сей день тема близка.

Язык, имена… Даже если уехавший ребёнок не знает родной язык, но при этом вполне благополучен и счастлив, что это меняет?.. Кому будет лучше, если он, несчастный и озлоблённый, мало социализированный, выйдет из детдома во взрослую жизнь, говоря по-русски? Неужели френдессе это доставит какую-то радость, удовлетворение? Странные люди.
Насчёт имён, если это принципиально, можно было бы внести соответствующее условие в нормативные акты по усыновлению.

Кстати, я знаю эмигрантские русскоговорящие семьи (правда, не в Израиле), где дети отвыкают от русского, он у них остаётся только как домашний разговорный, читают даже русскую классику в переводе. Родители огорчаются, но это жизнь.

Если у несчастного ребёнка есть несколько шансов стать счастливым, то уменьшать или вообще уничтожать эти шансы – преступно. Ребёнок ничего никому не должен, и никто не имеет права использовать его как расходный материал в каких-то своих целях. Такого рода «патриотизм» - это примерно то же самое, что разобрать ребёнка «на органы», только не единично, а массово. Кому-то польза или выгода, а многим детям – смерть.
intro_vero
Dec. 27th, 2012 12:54 am (UTC)
Удивительная история. Читала с замиранием сердца.
valentina_ak
Dec. 27th, 2012 02:08 am (UTC)
Да, добрые люди и великие труженики.
xtcnm
Dec. 27th, 2012 02:32 am (UTC)
Я за них счастлива. Я знаю не по наслышке, что поднимать таких детей огромный труд особенно в нашей стране.
valentina_ak
Dec. 27th, 2012 03:05 am (UTC)
Труд огромнейший. За людей, которым выпало поднимать таких детей, надо молиться, чтобы у них не иссякли силы, не опустились руки.
xtcnm
Dec. 27th, 2012 03:11 am (UTC)
Да. Тем более, что я могу сказать от себя,я бы на такой поступок не решилась. Поэтому я преклоняю голову перед такими людьми как Николь.
xtcnm
Dec. 27th, 2012 03:42 am (UTC)
Я знаю. Если в собственной семье родился ребенок-инвалид у нас приято говорить родителям , это ваш крест. А что тогда говорить о людях добровольно взявших нести этот крест в отношении чужого ребенка!
valentina_ak
Dec. 27th, 2012 04:25 am (UTC)
Да, здесь всё вдвойне, втройне...
Ведь даже здорового ребёнка взять в семью – большой риск: получится ли всё, как хочется, как надо? Станет ли он счастливым, почувствует ли семью своей? Особенно если ребёнку не год-два, а лет семь. Иногда никакой труд приёмных родителей не даёт желаемого результата :((
xtcnm
Dec. 27th, 2012 04:45 am (UTC)
Согласна. Это напоминает шаги канатоходца,лавирующего на канате. Прежде всего необходимо учитывать, что у детей, находящихся в детдоме подорванная или больная психика ; моменты адаптации как для самих родителей , так и для ребенка в связа с изменением привычного ритма, образа жизни и привычек. Как следствие - непредсказуемость поведенческих реакций с обеих сторон. Я думаю, что у обеих сторон присутствует вполне объяснимое чувство страха. Да не все с этим справляются и это можно понять по=человечески и объяснить . Но можно ли найти оправдание? Не знаю. Думаю все индивидуально. Не знаю. Не мне судить.
Тот кто имел опыт общения с детдомовцами, а тем более инвалидами знают насколько это тяжело и для самих детей, и вдвойне для приемных родителей. Дай Бог им всем счастья и здоровья.
valentina_ak
Dec. 27th, 2012 04:50 am (UTC)
Ох, а как любят судить… не попробовав «на собственной шкуре»…
Да. Счастья и здоровья.
xtcnm
Dec. 27th, 2012 04:58 am (UTC)
Спасибо и Вам желаю того же. С наступающим Новым годом!!!
valentina_ak
Dec. 27th, 2012 05:03 am (UTC)
И Вас с наступающим!
karman2011
Feb. 2nd, 2013 09:27 am (UTC)
Пропустила Ваш пост. Конец декабря - час пик))) Спасибо за историю. Тоже не понимаю, какая разница, в какой стране будет жить ребёнок. Это судьба. Это жизнь. Да, у нас меняется многое. Но нужно время, чтобы люди наши стали усыновлять больше. И дело не в законах, не в чёрствости людей, и не в том, что американцы или немцы лучше нас. Это разумность на самом деле. У нас нет этого опыта. И человек просто, понимая ответственность и трудности такого решения, думает о будущем. А что после 18 лет? А что, если опять какой-нибудь кризис? Я не раз разговаривала с людьми,которые внутренне готовы принять ребёнка. Все сходятся в том, что не смогут после 18 сказать "До свидания, ты вырос", не смогут в случае форс мажора отказаться от него. И каждый спрашивает себя, сможет ли поднять ребёнка самостоятельно. Присматриваются к тем, кто отважился. Что? Как? Почему? Придёт время, когда мы начнём сами справляться с этим, но ведь те дети, которым нужна семья сейчас не могут ждать. Проходит их жизнь. Надо принимать великодушие других стран, пока взрослеем сами.
valentina_ak
Feb. 5th, 2013 04:05 pm (UTC)
Согласна с Вами.
( 26 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner