?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После прочтения одной статьи решила вспомнить моменты событий тех времён, а также свои ощущения и мысли, связанные с темой межнациональных отношений.

Начать хочу с семьи. Ведь в каждой семье хоть иногда, прямо или косвенно, касались и касаются вопроса национальной принадлежности, тех или иных его аспектов. В конце концов, слово «нацмен» и словосочетание «дружба народов» существовали и имели широкое распространение в одну и ту же эпоху, только одно из них употреблялось на бытовом уровне, а второе – на официальном.

Странно, что я не помню ни одного разговора с отцом на национальные темы, хотя мы много о чём с ним говорили.


Похоже, национальные различия его не очень интересовали, не впечатляли и проходили как-то по «поверхности» сознания. Даже из его военных историй – про войну он рассказывал охотнее всего – однозначно следовало, что он воевал не с немцами, а с фашистами, не чувствовалось в этих рассказах ненависти к немцам как таковым. Вот послевоенные подростки, многие, люто ненавидели немцев вообще, и, мама рассказывала, частенько отказывались учить немецкий язык. Впрочем, отказываться учить язык могли и по причине лени, оправдывая свою лень якобы соображениями высшего, национального, порядка, такое тоже вполне вероятно.

Рассказывал отец про случай с дедом в Китае (как его оттуда «выдворили»), но, опять же, не заметно было какого-нибудь личного или «обобщённо-оценочного» отношения к китайцам.

Вот разговоры с мамой на национальные темы я помню.

Мама выросла в деревне, где жили, помимо русских крестьян, и потомки ссыльных польских шляхтичей. А деревня почти граничила с Белоруссией. Про белорусов мама говорила, что это «самая близкая русским нация». Украинцев она тоже считала  «родственными», хотя и в меньшей степени.

Про деревенских поляков говорила, что они не считали остальных жителей ровней себе, при том, что различий в образе жизни тех и других не было, и бытовых отличий «шляхта» от крестьян имела не много, и смешанные браки случались.

Рассказывала, как дедушка (в конце 20-х) пытался понять, на чём же базируется ощущение превосходства у соседей и во что реальное это превосходство выливается, если все живут одинаково. Объяснением было, конечно, - «кровь, память», а главное реальное отличие – «мы никогда не наденем лапти».

Действительно, поляки лапти не носили. Покупать «городскую» обувь они, как и крестьяне, могли себе позволить не очень часто, поэтому носили бог весть что. Дедушку это очень удивляло. Он мастерски плёл лапти, удобные и непромокаемые, на ногах они выглядели очень аккуратно, не то что те обмотки, в которых ходили шляхтичи. Но – не носили.

Длина юбок тоже соответствовала происхождению: у русских женщин – до середины щиколотки (иначе, как ни подтыкай, страшно неудобно работать в поле, а тем более в хлеву), у польских – до земли, или, как говорят сейчас, «в пол», поэтому их повседневная одежда выглядела более плачевно, чем у крестьянок.

Посуда тоже была знаковым, отличительным моментом. Собственно, не вся посуда – основная часть её была во всех домах одинаковой; у поляков, если и имелись какие-нибудь фамильные сервизы, то только в прошлом, к 20-м годам ничего не сохранилось. Но они не пили ни чай, ни молоко из стаканов – только из чашек.

Мама рассказывала и про обувь, и про юбки безо всякого злорадства, просто как факты, а про чашки – с уважением и даже с оттенком восхищения.

Будучи человеком позитивным по натуре, она с удовольствием рассказывала всякие хорошие вещи про людей, а если люди оказывались не одной с ней национальности, то это ничего не меняло в её оценке действий человека или его самого, или в отношении к нему.

До войны в той школе, где мама работала,  среди учителей были евреи и немцы – о них она вспоминала с не меньшей теплотой, чем об остальных коллегах.

Война ничего не изменила в её восприятии национальной принадлежности, её отношение к человеку по-прежнему определяли его личные качества.

На той части Брянской области, где находилась мамина деревня, в период оккупации действовало интернациональное подполье (потом про это даже сняли фильм «Вызываем огонь на себя», в нём почему-то городок с военным аэродромом называли не Сеща, как на самом деле, а Сеча, очень резало слух). Среди подпольщиков были и поляки, и чехи, воевавшие в немецкой армии.

Маму дважды водили на расстрел за связь с партизанами, но оба раза отпускали, отпускавшие как раз и были то чехи, то поляки, а являлись ли они членами подполья – она не знала. Помню её комментарий по этому поводу: «Если б приказали нашим полицаям, те бы точно расстреляли». И ещё говорила, что обычные солдаты-немцы у них не зверствовали, зверствовали только специальные карательные отряды СС, крымские татары и власовцы. Что не мешало ей хорошо отзываться о знакомых татарах. При этом мама не умела по разрезу глаз или форме носа определять национальность, да и не стремилась к этому.

Однако же интернационалисткой в полном смысле слова она не была. Существовала одна национальность, представителей которой она не любила за сам факт принадлежности к ней – цыгане. И ни рассказы Горького с его романтизацией цыган, ни экранные «Табор уходит в небо» и «Будулай» ничего не меняли. Могу предположить, что если бы у мамы был положительный личный опыт общения с цыганами, то он бы перевесил отрицательный, но такового не было.

В моей родной деревне национальный состав был однородным, и никаких межнациональных отношений не было. Или я ошибаюсь насчёт однородности, потому что в детстве просто не задумывалась об этом. А в последующие годы, начиная с 1971 г., мне довелось жить и в многонациональных городах, и за пределами России, и тогда уже задуматься пришлось.

Где бы я ни жила, лично ко мне как к русской претензий практически не было, но в целом по отношению к русским,  к России встречала всякое. От бытового высокомерия («Та шо ци кацапские шчи, жопу полошчи!», «Та в России и хлеба немае, одна ржа (рожь), Украина всю Россию кормит» и т.п.), до жёстко дифференцированных возможностей карьерного роста.

В Ташкенте, куда я приехала на работу по распределению, меня быстро ввели в курс дела по части перспектив (я работала на ВЦ одного из министерств): служебный «потолок» для русских и евреев – начальник отдела, для выходцев из соседних Среднеазиатских республик, казахов и корейцев (и, кажется, татар) – главный инженер. Начальником (министром, начальником ВЦ) и его заместителями могли быть только узбеки.

В общении я обратила внимание, что под русскими подразумеваются далеко не одни русские. И если слышала непривычное для моего, но привычное для местного уха выражение «русский хохол», то в душе хихикала, представляя, как бесился бы мой бывший однокурсник Шурик Лобода, откровенный, хоть и не сильно деятельный националист.

Бытового антисемитизма в Ташкенте в то время я не заметила.

Интересно, что факты национальной неприязни к русским на бытовом уровне меня сильно задевали, а полуофициальный национализм, вроде карьерных ограничений, я воспринимала совершенно спокойно – это не Россия, здесь многое по-другому.

Вообще же отношение ко мне на работе было прекрасным. И у меня те люди, с которыми я  общалась, вызывали искреннюю симпатию. Был ли город безопасным для меня, можно ли было гулять по нему в одиночестве с наступлением темноты? Мне с самого начала посоветовали не делать этого, я и не пробовала.

И ещё я очень надеялась, что не повторится та страшная история, о которой мне рассказали местные жители, очевидцы. Это было то ли в самом конце 60-х, то ли в начале 70-х. После футбольного матча «Пахтакора» с какой-то российской командой между болельщиками началась драка, которая переросла в резню. Огромная толпа шла по проспекту Навои и убивала русских (или похожих на русских). Несчастные прохожие пытались прятаться в парикмахерских, в магазинах, но их оттуда вытаскивали и в лучшем случае избивали. Причём, «охота на русских» продолжалась не один день, а целую неделю. Когда, наконец, это удалось подавить, в местных газетах написали лишь, что на стадионе была драка болельщиков.

Мне повезло, я запомнила Ташкент как прекрасный город, а не как мясорубку.

В конце 70-х, когда я уже жила в Днепропетровске, мне рассказали, что не так давно в городе были «выступления против евреев». Там я частенько сталкивалась с бытовым антисемитизмом.

Примерно в те же годы, в конце 70-х, знакомая из Тбилиси рассказывала про «волнения на национальной почве» из-за русского языка. Вроде бы его хотели сделать, как и в других республиках, государственным.

Вспомнилось и ещё много чего печального на эту тему. Нет, никогда тишь да гладь сама по себе не сопутствовала межнациональным отношениям. Удавалось за счёт больших усилий и средств что-то давить, а ещё больше - контролировать и не давать разгораться пламени.

Я бы предпочла не совсем понятной мне «дружбе» (как и любви) между народами продуманную (меж)национальную политику и соответствующие ей, столь же продуманные законы.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
livejournal
Nov. 25th, 2012 06:03 am (UTC)
Дружеский совет
Пользователь auvasilev сослался на вашу запись в записи «Дружеский совет» в контексте: [...] без всяких истерик, восклицаний, лозунгов и заклинаний, просто попыталась вспомнить и разобраться [...]
7fonia
Nov. 25th, 2012 06:34 am (UTC)
Очень интересно. У меня еще и в семье переплелось: мама с Дона, папа с западной Украины. Родилась и росла на Украине, два языка шли параллельно, еще и польский кое-как. Давно там не живу. Хуже всего, это как папа уже сейчас в глубокой старости воспринимает ту галиматью, которая там вокруг происходит. Мне говорит: Вы, русские... Перестала на это реагировать, а раньше было тяжеловато. Списываю это на возрастные изменения, девятый десяток все-таки.
valentina_ak
Nov. 25th, 2012 07:06 am (UTC)
Вот этот момент, «смешанные» семьи, самый печальный, наверно. Межнациональный конфликт либо «режет» семью, либо вынуждает выбирать ту или другую сторону. И ещё не факт, что, выбрав, окажешься «своим» :(
7fonia
Nov. 25th, 2012 07:17 am (UTC)
Да, там еще наложилось другое. Мамы нету уже почти 40 лет. С отцом живет женщина со сложным характером, так что конкретно эта семья не только благодаря национальному вопросу рассыпалась. Ну и это добавилось к тому же. Так что попасть в "свои" я уже давно не претендую. Сложно всё.
intercedo
Nov. 25th, 2012 06:35 am (UTC)
Спасибо вам за этот пост, очень взвешенно и спокойно написано.
valentina_ak
Nov. 25th, 2012 07:05 am (UTC)
Рада, что прочитали.
intercedo
Nov. 25th, 2012 07:42 am (UTC)
За это спасибо auvasilev :)
pes_zar
Nov. 25th, 2012 07:32 am (UTC)
Я родился и вырос в степном промышленном городе на Южном Урале.
Всех у нас хватало понемногу. Кто сам приехал, кто из ссылки, а кто, как моя семья, в эвакуацию, целинников много. Рядом Казахстан, севернее Башкирия, татар много, немцев, украинцев, евреев, само собой русских. Даже одна грузинская семья была. Никогда ни одного проявления национализма. Даже на бытовом уровне не помню. На личном мог кто-то из друзей на кого-то наехать: у, еврей проклятый! А потом вместе посмеяться. Татары жили своими правилами и анклавами, целыми улицами, но мы спокойно ходили друг другу в гости, хотя, выдавать девушек замуж предпочитали среди своих. А грузинская семья совсем не хотела уезжать обратно в Грузию, именно, про причине жесткого межнационального отношения.
У нас даже сложился в городе характерный тип женского лица за десятилетия. Особенно в девушках это было заметно: белолицые с большими глазами и скуластенькие! )) Намешалось в крови разного. Я такого типа лица нигде больше в стране не встречал.

Edited at 2012-11-25 11:33 am (UTC)
valentina_ak
Nov. 25th, 2012 08:40 am (UTC)
«Татары жили своими правилами и анклавами, целыми улицами, но мы спокойно ходили друг другу в гости, хотя, выдавать девушек замуж предпочитали среди своих».

Когда я приняла решение уехать из Ташкента, мне требовалось получить открепление, поскольку трёхлетний срок, который я должна была отработать как молодой специалист, ещё не закончился. Открепление мог дать замминистра, я несколько раз подходила к нему, он интересовался причиной – не обижают ли меня на работе, всё ли в порядке?.. Всё было в порядке: отношение прекрасное, зарплата устраивает, место в общежитии дали… Но в очередной раз я, как-то экспромтом, ляпнула: «Мне уже 24 года, надо выходить замуж…» И он совершенно серьёзно сказал: «А вот это – причина. Вы под национальную семью подстроиться не сможете, а семья под вас подстраиваться не будет». И дал открепление. Умный был человек.

Если бы каждый, идущий в «чужой монастырь», понимал, что именно он должен подстраиваться под чужой устав, а не наоборот, и если бы при этом каждый трезво оценивал себя: сможет ли он подстроиться? хочет ли?, то многих проблем можно было бы избежать. Хотя и далеко не всех. Межнациональные отношения (особенно в южных регионах) – как бочка с порохом, затишье до первой спички :(
ky_kysha
Nov. 25th, 2012 11:04 pm (UTC)
Орск, Новотроицк?
pes_zar
Nov. 26th, 2012 01:40 am (UTC)
Орск
livejournal
Nov. 25th, 2012 09:06 am (UTC)
Ещё раз к национальному вопросу
Пользователь vodolei30m сослался на вашу запись в записи «Ещё раз к национальному вопросу» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ещё раз к национальному вопросу [...]
hranitel_drev
Nov. 25th, 2012 10:40 am (UTC)
Спасибо вам. За Ташкент, за Украину. Очень хорошо написали. Спокойно, без истерики. Я вас добавлю, если не против.
valentina_ak
Nov. 25th, 2012 11:02 am (UTC)
Спасибо. Конечно же, не против, только обычно темы у меня совсем другие, которые (сужу по Вашему журналу) могут оказаться для Вас неинтересными.
hranitel_drev
Nov. 25th, 2012 11:34 am (UTC)
Я не всегда пишу и читаю о национальном вопросе, как и вы. Так же как у вас реакция на прочитанное. Не судите о человеке по последнему посту. Тем более моё добавление вас ни к чему не обязывает.
valentina_ak
Nov. 25th, 2012 11:40 am (UTC)
:)
hranitel_drev
Nov. 25th, 2012 01:37 pm (UTC)
Да, сколько людей, столько мнений. Здесь более интересен личный опыт, у каждого он свой. Если говорить о нац. вопросе на бытовом уровне в СССР то стоит разделить на: отношение к евреям, отношение евреев к..., отношение русских к другим национальностям, отношение др. национальностей к русским.
Из школьных впечптлений. Помню, что сказать еврею, что он еврей считалось бестактностью, граничащей с оскорблением. В школе кто-то раз задал вопрос ученику-еврею: "Ты еврей?" Тот побежал жаловаться учительнице:"Марь Иванна, он меня евреем обозвал". Экзекуция следовала незамедлительно. Тем не менее, все знали национальность нашего директора Зецера Исаака Григорьевича. Был он рьяный коммунист, депутат, директор от бога, шлола при нём была в передовых. Учителя были разных национальностей, любили мы их или ненавидели не зависимо от национальности.
Татар, украинцев, корейцев считали в доску своими. Правда татар делили на крымских и казанских. Бытовало мнение, что первые более вредные.
Узбеков, таджиков, казахов недолюбливали. Если они ловили нас на своей территории, то отбирали деньги, отнимали вещи и били. Случись им забрести в наши дворы, мы их просто били (брать с них было нечего). При этом, в классе учился узбек из интеллигентной семьи, его мы считали своим и о национальности его не задумывались.
В Ташкентском Универе впервые столкнулся вплотную с коренными жителями, до этого жил в своего рода анклаве - промышленном городке. На историческом факультете было 25 мест с обучением на русском языке, 100 мест с обучением на узбекском, там существовали квоты для жителей села. Столичные, цивильные узбеки ("ок суёк" - белая кость, как они себя гордо называли) предпочитали учиться в русской группе. Со временем, что бы вместить всех "позвоночников" была создана привелегированная группа "История КПСС" Между группами чувствовалась разобщённость, жили параллельно, только в археологических экспедициях границы немного размывались.
Узбеки не любили евреев, особенно бухарских, турок-месхитинцев, соперничали постоянно с таджиками, казахами, киргизами. Каракалпаков презирали. Сами были в свою очередь поделены на землячества: "Суркаш" (Сурхандарья, Кашкадарья), ФАН (Фергана, Андижан, Наманган) и тд. Две перечисленных группировки лупили друг-друга нещадно. Был свидетелем, как кто-то из избиваемых выбросился однажды в окно. Было страшно. Русских кое-как терпели. В конце 80-х начале 90-х мы стали крайними во всех бедах. Почему-то не сталинские репрессии стали во главу угла вражды, а далёкий 1866 год - Присоединение Средней Азии к России. По поводу начальников всё правильно, но при мне в замах у директоров-узбеков часто ходили люди не титульной национальности.
valentina_ak
Nov. 25th, 2012 01:59 pm (UTC)
Ой, как знакомо многое...
Кстати, да, я тоже замечала, что к бухарским евреям было отношение хуже, чем просто к евреям. Что меня сильно удивляло. Я бухарских евреев первое время принимала за мусульман :) Но вот по отношению именно к ним антисемитизм был заметен.
А моей соседкой по комнате в общежитии была казанская татарка - русая, сероглазая, она мне сразу объяснила отличие казанских татар от крымских :)
Ещё были уйгуры. Кажется, беженцы из Китая, там перед этим была какая-то национальная "заварушка" :(
hranitel_drev
Nov. 25th, 2012 02:22 pm (UTC)
Меня ещё больше удивил узбекский рассизм. В начале 90-х неграм ходить по улицам стало не безопасно, а ездить в общественном транспорте просто невозможно. Моих друзей из Мали побили и выбросили из автобуса. А они ведь были мусульмане, и не показные, а истино верующие. Я тогда думал: "Ну евреи понятно, вы много веков жили рядом, накопились претензии. А вот что вы не поделили с жителями далёкой Африки". На раскопках в провинции, к нашим друзьям из Эфиопии часто походили, что бы пощупать волосы, кожу. Это очень не приятно, когда посторонние вас лапают. А потом стали бросать камни, мы так поняли, что особо пытливые хотят посмотреть какого цвета у негров кровь. Может это были невежество и ксенофобия?
valentina_ak
Nov. 25th, 2012 03:13 pm (UTC)
Казалось бы, да - дело в невежестве, но разве ксенофобия и, в частности, национализм не бывают присущи образованным людям?.. Увы :(
hranitel_drev
Nov. 26th, 2012 03:56 am (UTC)
Точно, национализм и ксенофобия никак не связаны с уровнем образования.Да и национализм с ксенофобией - разные вещи. Любить своё не значит ненавидеть чужое.
basov_sergei
Nov. 26th, 2012 07:45 am (UTC)
Я родился и вырос в Душанбе, служил в СА в Казахстане, потом работал в Ташкенте, в 25 лет уехал в Крым, в 30 во Владимир. Национальная рознь и неприязнь была везде, но она никак не перевешивала дружбу народов, которая тоже была, и в гораздо большей степени.
valentina_ak
Nov. 26th, 2012 09:56 am (UTC)
«Национальная рознь и неприязнь была везде, но она никак не перевешивала дружбу народов, которая тоже была, и в гораздо большей степени.»

Те люди, которые испытывали национальную неприязнь к другим людям – это тоже часть народа, так же, как и те, кто не испытывал её или же просто не демонстрировал наличие её у себя. То есть говорить о дружбе именно «народов» - некорректно по смыслу, на мой взгляд.
Люди разные – и были разные, и сейчас разные, и не только у нас – везде. И вряд ли существует достоверная статистика – вот столько-то процентов ярых расистов и националистов по убеждениям, столько-то – умеренных, столько-то – не испытывают вообще ни к одной национальности ни малейшей неприязни, не чувствуют никакого национального превосходства. Не может быть такой статистики, да она и не нужна. Ну, узнаем, что, допустим, больше всего в мире или в стране «вторых», и что это даст? Ничего.
Единственное, по-моему, что нужно (в любой стране) - это сдерживающие факторы, чтоб национальная неприязнь не выливалась в преступления. То есть правильная национальная политика и работающие законы. Очень хорошо продуманные, адекватные реальности законы. Конечно, на 100% и законы проблему не решат, но всё же.
livejournal
Nov. 26th, 2012 07:48 am (UTC)
Дружеский совет
Пользователь basov_sergei сослался на вашу запись в записи «Дружеский совет» в контексте: [...] без всяких истерик, восклицаний, лозунгов и заклинаний, просто попыталась вспомнить и разобраться [...]
livejournal
Apr. 25th, 2013 03:25 am (UTC)
Кто в чём и как долго должен каяться и искупать вину?
Пользователь auvasilev сослался на вашу запись в записи «Кто в чём и как долго должен каяться и искупать вину?» в контексте: [...] когда речь шла о «национальном вопросе» http://valentina-ak.livejournal.com/30545.html [...]
( 25 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner