?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Тазик винегрета»

Вчера приготовила блюдо, которое я мысленно так и называю – «тазик винегрета». Организм попросил. Собственно, наши с мужем организмы ни в какое время года не отказываются от овощей, но – в качестве добавки к мясу. А вчера заказ изнутри был конкретно на овощи :)

Как-то я прочитала у Шкловского, что в голодные годы гражданской войны «мозг жалобно просил сахара». У меня всё детство и мозг, и желудок нахально просили мяса. А также – молока, сметаны, яиц. Всего этого было катастрофически мало и в большой семье каждому доставалось чисто символически. Своё перманентное ощущение голода я запомнила на всю жизнь, но лишь во взрослом возрасте мне пришло в голову, что ведь и родителям было не сытно. Если удавалось собрать яиц, мама разбивала штук 6 в сковородку и жарила яичницу, на которую мы дружно набрасывались. Отец ел медленно. Не знаю, доставалось ли ему «положенное» яйцо целиком. 

Сахар у нас был. Как и картошка. Картошка, конечно, своя, а сахар был, наверно, единственным продуктом, который в 60-е годы не переводился в нашем деревенском магазине. Видимо, благодаря тогдашней дружбе с Кубой. Сахар был «крупнозернистый», тростниковый. «Куба, любовь моя…» Вчера тоже вспоминала эту песню, правда, по другому поводу.

С хлебом были жуткие проблемы. 

Поросёнка резали один раз в год, зимой, поэтому мясо мы ели считанные разы. Но хотелось его постоянно! Я уже, наверно, где-то писала, как в начале лета, когда последние куски сала оставлялись «на покос» и их трогать не разрешалось, я потихоньку воровала ветчину с этого сала. Соскребая червячков и отрезая один тоненький пласт за другим, пока не оставалось просто сало. Тогда мне казалось, что мои хитрые действия никто не замечает, но теперь я уверена, что родители всё знали.

После каждой зарплаты мама ездила «за жирами» (маргарин, комбижир) в Брянск, на месяц далеко не всегда хватало. Старшая сестра, обожающая жареную картошку, иногда пыталась жарить её на воде :) Помню, пришла к маме знакомая, жалуется: «Ну, ничёга моя девка ня есть! Совсем зялёная стала! Ничёгинька ня есть – ни картох, ни капусты». Мама говорит: «А ты спеки ей оладьи». – «А нетути ни муки, ни масла».

И никаких тебе сказочных «сусеков и амбаров».


Comments

( 27 comments — Leave a comment )
karman2011
Jan. 28th, 2012 07:17 am (UTC)
У меня один френдос всё про сытные советские времена пишет. Посоветовала ему однажды "Владимирские просёлки" Солоухина прочитать - почти дурой обозвал))) У нас вот почему-то, как у Вас было. С кем ни начнёшь детство вспоминать, все хлеб с маргарином и сахаром на бегу таскали. Первый Новый год, который помню... Центровое праздничное блюдо - жареная колбаса с яйцами))) И то это у тётушки в гостях. А они очень хорошо жили по тем временам. Дядя Лёша на шахте работал, а тётя Аня - на мебельной фабрике. Я сейчас смотрю на прибор, которым банки закатываем. Вот чего в нём такого стратегического? Почему нельзя было им вооружить население? Ну хотя бы крышек вдоволь. Насколько бы нам легче жилось, если бы столько консервировать могли, сколько сейчас. Сахара и соли было завались. А вот крышек и уксуса((( Закрывали варенье полиэтиленовыми мешочками и резинками, нарезанными от велосипедных шин заматывали. А мешочки эти? стирали, сушили, хранили)))
valentina_ak
Jan. 28th, 2012 08:06 am (UTC)
А я почему решила опять вернуться к детским воспоминаниям... Недавно в одном жж молодой человек утверждал, что при советской власти в дефиците была только водка, и то это началось при Горбачёве, а продуктов и всех прочих товаров всегда было вволю. И только всякое быдло (его слова) гонялось за яркими импортными шмотками, вот за ними и были очереди. Я попыталась кое-что конкретно написать про дефицит, а он ответил: "Если бы всё было так, как вы тут пишете, то разве бы мои дед с бабушкой молились на Сталина? Разве бы мои родители называли нынешнюю власть проклятущей?" И т.п. Он не знает, как было, и верит тому, что сказали дома. Его не переубедишь, конечно, но бывает, что молодой человек хочет знать правду - и нам, очевидцам, надо почаще рассказывать эту правду. Пока живы.

Про консервирование - в самом деле, и крышки тоже были дефицитом. Одни мои знакомые, это уже в 70-х, приладились так открывать банки, что одну и ту же крышку использовали 3-4 раза, но так открывать умел только отец семейства. Всем прочим открывать банки запрещалось :)
karman2011
Jan. 28th, 2012 08:39 am (UTC)
Я пишу свои детские воспоминания по той же причине. Мы должны это делать. Много написано о репрессиях интеллигенции и совсем мало о целых деревнях, привезенных к нам в Сибирь. Мне рассказывала в детстве знакомая бабулька, как везли их вниз по Томи осенью, высадили на берег - и выживайте. Инструмента нет почти. Зима вот-вот. Человек 20 только перезимовали. Из детей - она одна. Помню, рассказывает и плачет. Правда, не мне она это рассказывала. С товарками жизнь вспоминали. А я ушастая была и молчаливая. Вот и о наших родителях, о нас надо рассказывать. Хотя бы для собственных детей и внуков. Я, например, о колхозе от собственной матери слышала, поэтому никто мне сказок о коллективизации уже не расскажет. Не поверю.
valentina_ak
Jan. 28th, 2012 09:20 am (UTC)
Пишите обязательно. Я с удовольствием почитаю – хоть в изданном варианте, хоть в электронном формате.
Сожалею, что не уговорила родителей написать побольше, понемножку они всё же написали, но совсем мало. И папа как-то формально, он у нас был убеждённым коммунистом, и, видимо, при письме даже на уровне вот таких семейных воспоминаний работала внутренняя цензура. Мама посвободней написала, но мало. А рассказывала она мне много чего, я часто к ней с расспросами приставала.
flying_cheetah
Jan. 28th, 2012 07:18 am (UTC)
Детство моё пришлось на семидесятые, и я хорошо помню колбасные электрички. Папенькины сестры и другие родственники регулярно появлялись в Москве, чтобы купить хотя бы колбасы. С мясом и в Москве было не ахти. За колбасой, впрочем, тоже выстраивались очереди. Но в Ярославской губернии не было и того.
valentina_ak
Jan. 28th, 2012 07:50 am (UTC)
Я, когда училась на Украине, в 70-х, многие продукты увидела и попробовала впервые в жизни - для шахтёров полагалась "1-я категория снабжения". Там и в 60-е жили посытнее, чем мы в Нечерноземье, и я долгое время очень стеснялась своей бедности, старалась ничего про детство не рассказывать.
Потом много с кем приходилось общаться, и я уже точно знала, что бедно жила не только Брянщина. А вот сейчас смотрю то, что показывают по ТВ в ретро - сплошные "Кубанские казаки", всё так приукрашено в тех фильмах. Видимо, нельзя было иначе снимать. И реальная жизнь целого слоя людей оказалась как бы вычеркнутой из прошлого. И уже очень трудно доказать, что мы были.
karman2011
Jan. 28th, 2012 08:28 am (UTC)
Всё относительно. Кузбасс - тоже шахтёры. И, кстати, снабжали лучше чем другие регионы. Это факт. Но - шахтёрские города. Ничего, конечно, не было вволю, но "выбрасывали". Поймать, отстояв очередь, можно было. Так это ж только местные могли. Работники торговли были тогда хозяевами жизни. Я училась в 80-х. И группы делились по достатку примерно на половину: половина - дети шахтёров, железнодорожников, металлургов, интеллигенции, а вторая - Фроси Бурлаковы))).
valentina_ak
Jan. 28th, 2012 09:18 am (UTC)
Да, для работников торговли был практически рай. Или коммунизм :) Я недавно вспоминала про знакомую, которая, как она сказала, 16 лет проработала товароведом в те времена – о-о! :) И у каждого, конечно, своя правда в воспоминаниях. А главная правда – это то, что люди у нас в то время (как всегда и везде!) жили по-разному. И не было никакого «равенства в бедности», о чём сейчас так любят говорить.
flying_cheetah
Jan. 28th, 2012 10:31 am (UTC)
У меня был некоторый шок, когда лет в 15-16 я попала в гости к "интеллигентным" знакомым. Вот тут стало ясно, что классовое расслоение в Советском Союзе существует, ещё какое.
valentina_ak
Jan. 28th, 2012 12:07 pm (UTC)
У нас даже среди родни было колоссальное классовое расслоение. И мы, наша семья, при всей нашей нищете не были нижним слоем. В той же деревне, где мы жили, у нас были ещё более «бедные родственники», которым мы, при случае, помогали.
«Совсем бедным» - например, нашим соседям – оказывалась помощь: детям (и мальчикам, и девочкам) выдавались кирзовые сапоги, фуфайки (ватники) и холщёвые сумки, чтоб было в чём и с чем в школу ходить. Наверно, с такими сумками раньше побирались («ходили в кусочки»).
Я не любила свою соседку-одноклассницу, она вечно мне завидовала. Однако при всей нелюбви я ей сочувствовала. Моя одежонка хоть тоже красотой не отличалась, но ходить девочке в вышеописанном «прикиде» в 60-е годы… :( А что ей оставалось делать.
kniznaya_duscha
Jan. 28th, 2012 09:43 am (UTC)
Я тоже росла в шахтёрском крае. Дедушка шахтёром был, папа тоже. Колбасу мы ели) свой сад-огород у нас был, так что виноград, яблоки, груши, смородина летом, а зимой-варенье и компоты. Но я помню это ощущение страха перед завтрашним днём. Мы, может, в советское время и не голодали. Но и вдоволь не наедались, в санаторий нам путёвки не давали. Помню, каким праздником были конфеты шоколадные) В 90-е уже было голодно. Тем более, дедушка умер (он очень болел после тяжелых условий работы в шахте), а я пошла в 1 класс. Денег всегда не хватало.
Меня удивляют все эти сериальные огламуренные картинки "советского прошлого". И когда, насмотревшись всего по телевизору, люди начинают рассуждать, как тогда жилось, не зная правды, мне смешно. Вообще глупо руководствоваться сведениями из телевизора. Почитали бы хоть мемуары тех, кто действительно жил в то время.
valentina_ak
Jan. 28th, 2012 12:05 pm (UTC)
А меня прямо-таки пугают фильмы с приукрашенным бытом, получается – с подменой прошлого :(

Мемуары, книги тоже разные бывают, т.к. люди жили по-разному. Но всё же – да, можно найти это разное, а не одни лишь «гламурные картинки».
sirin_from_shrm
Feb. 26th, 2012 04:36 pm (UTC)
У меня двойственное отношение к старым советским фильмам, журналам. С одной стороны, мне нравится эстетика 30-70-х гг. С другой - я-то помню реальность и мне становится страшно от мысли, что для младшего поколения эти картинки являются "окном в прошлое". Те, с кем мне доводилось это обсуждать, прям-таки уверены, что в жизни все было примерно так же, как в "Книге о вкусной и здоровой пище" и журнале "Работница". Ну, это все равно, как если последующие поколения будут изучать нынешнюю жизнь по журналам "Космо".
valentina_ak
Feb. 27th, 2012 12:23 am (UTC)
То-то и оно - вроде как от распрекрасной жизни ушли, и почему бы к ней не вернуться... Действительно страшно :(
sirin_from_shrm
Feb. 27th, 2012 12:34 am (UTC)
А главное, очень трудно объяснить, что же там такого страшного-то было? Ну, т.е. для меня это настолько очевидно, что вербализовать практически невозможно. У меня от той эпохи осталось, прежде всего, стойкое ощущение затхлости, безнадеги, бесправия. Все играют в одну игру, все делают вид, что "строят коммунизм", тошно от этого!
valentina_ak
Feb. 27th, 2012 01:12 am (UTC)
Даже с теми, кто жил тогда и всё сам видел, бывает непросто.
Во-первых, люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию - для кого-то она унизительна, для кого-то - хоть бы хны. Любое "распределение" было унизительным по своей сути для одних и чем-то радостным для других. Или вот были тётки, которые с радостью и азартом в рабочее время бегали по магазинам, чтоб что-то "достать", и им совсем не было стыдно.
Во-вторых, люди-то действительно жили по-разному, для кого-то был рай и готовый коммунизм - что им докажешь?..

А уж объяснить тем, кто не видел, не знает, и при этом "кубанских казаков" обсмотрелся... :((
Обычно я просто беру какой-нибудь конкретный период или эпизод из своей жизни, и вроде всё наглядно и убедительно - и в то же время человеку бывает трудно поверить, ему кажется, что "такого не может быть", а если и было, то единичный случай. Так что у меня к советскому кино, в основном, отношение однозначное :(
kukuruku_fish
Jan. 30th, 2012 04:03 am (UTC)
хм.. может и моя любовь к мясу от его постояннодо дифицита в детстве? а вот моя дочь - почти вегитарьянка. Мясо на дух не переносит...
valentina_ak
Jan. 30th, 2012 08:13 am (UTC)
Скорее всего, дочка за счёт других продуктов получает всё необходимое, и организм не чувствует белкового голодания.
А иногда у детей (в семьях, где с едой проблем нет) бывают просто какие-то временные нелюбви, которые с возрастом проходят.
Иногда, бывает, детей чем-то пичкают, перекармливают - тоже не способствует любви к оному продукту.
Но мне кажется, что в современных семьях отношение к еде стало более правильным. Это у тех, кто всю жизнь или в детстве сильно недоедал, были всякого рода перекосы.
kukuruku_fish
Jan. 30th, 2012 08:41 am (UTC)
другие продукты это: сладости. и зубы уже от этого страдают (. борюсь с этим, но силы ми слишком слабы против концернов и потребительской цивилизации ).
Но заставлять есть - не умею. Сил и нервов нету. Только могу заставить НЕ есть )
valentina_ak
Jan. 30th, 2012 09:32 am (UTC)
Заставлять есть, мне кажется, не надо. Тем более что сладкое заглушает аппетит, какоё уж там мясо. Ограничивать сладости - да, хорошо бы. Но сейчас это и правда трудно :(

Как-то на моём попечении оставалась маленькая племянница, сестра уезжала на сессию. Девочка была очень худенькая, постоянно таскала из шкафа то конфеты, то печенье, а за столом ничего не ела. Потом, когда запас сладостей закончился, она за столом стала проявлять куда больший интерес к еде! :) Но племяннице было всего 5 лет, а Ваша девочка в силу более старшего возраста и сама может покупать себе сладкое, да. Сложный случай, сочувствую :(
kukuruku_fish
Jan. 30th, 2012 09:40 am (UTC)
моей дочке 7 - тоже сама себе пока не покупает, но просит.. так жалосливо ). Но особенно меня нервируют родственники.
Ситуаци: только что вырвали зуб. Вот полчаса назад. Оказываемся в гостях - так глупо вышло. Родственники охают-ахают. Сочувствуют по полной. Ребенок засыпает. Просыпается и... тут же получает от сердобольной тетки конфеты! Едва сдержалась, чтобы тетю не покалечить )
valentina_ak
Jan. 30th, 2012 09:48 am (UTC)
Ох, уж эта "неправильная" жалость... не ко времени и не к месту... да :(
kukuruku_fish
Jan. 30th, 2012 09:57 am (UTC)
ой дааааааааааа ) одно радует: тетку видим только раз в году )
lencha_ns
Jan. 30th, 2012 02:15 pm (UTC)
как грустно. я помню детство 80х - мы уже были подростками и могли отстаивать очередь за завезенной в магазин дефицитной колбасой и еще всяким разным (ребрышки копченые, например) - тогда как-то агропром "проснулся" уже.
а мать про свое детство рассказывала - тоже как раз 60-70ее - но у бабушки ее на Украине был свой дом\сад\огрод - мать рассказывала, что лето она проводила практически "на подножном корму"-детворой бегали по садам и питались фруктами\ягодами,таскали у своих кур яйца.
valentina_ak
Jan. 30th, 2012 02:50 pm (UTC)
Да, в 80-е уже появились всякие кооперативы, в том числе продовольственные. Появилась "кооперативная колбаса", даже в деревенских магазинах.

А яйца я тоже таскала потихоньку иногда :) Ну, совсем какое-то криминальное у меня прошлое :)))
kukuruku_fish
Sep. 27th, 2013 09:24 am (UTC)
жуть!
valentina_ak
Sep. 27th, 2013 09:50 am (UTC)
Реальное деревенское детство в 60-е :)
( 27 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner