?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О печальном

Как я уже написала, не стало нашего соседа, А.В.
В августе ему исполнился 81 год. Как-то очень резко он начал сдавать после 80, а до этого был ничуть не старик.
Людей на похоронах было много, А.В. хорошо знали в посёлке.

Когда Г.И. (жена Адольфа) позвонила нам, чтоб сообщить о его смерти и пригласить на похороны, я, конечно, предложила ей помощь, но она сказала: "Спасибо, ничего не надо - сейчас, слава богу, всё делают "Ритуальные услуги", только позвони и заплати".
И, действительно, работа этого печального бизнеса отлажена хорошо. Катафалк, автобус для тех, кто не на своём транспорте, служащие в униформе, чётко знающие процедуру. Не надо искать, кто будет нести гроб, кто копать могилу...

Раньше в деревнях был обычай - гроб с телом покойного должен простоять ночь в доме, потом обычай "смягчился": если привезли умершего человека из морга, то заносили в дом примерно на час. Когда мы стояли у подъезда, я смотрела на крутую лестницу (квартира А.В. и Г.И. на 2-м этаже) и думала, как же всё это будет... Но, оказалось, теперь по-другому: ритуальщики установили на улице у подъезда специальные опоры, на которые и поставили гроб. Здесь же работницей ритуального бюро была произнесена первая прощальная речь и была прочитана первая коллективная молитва.

Я обратила внимание на содержание речи: "оптимистичный", "общительный", "безотказный", "жизнелюбивый" - абсолютно точно про Адольфа. Или дама хорошо знала его, или же родственники подсказали ей правильные слова.

Что касается молитв, то тут, как мне кажется, был перебор.
Сам Адольф считал себя атеистом. Отпевание, если и делалось, то в Вязниках, до того, как привезли его сюда, и здесь на похоронах священника не было. Но представительница местной церкви уверенно "рулила", отодвигая, где считала нужным, ритуальщиков. Поэтому "Отче наш" хором пели 4 раза: возле подъезда, на кладбище и два раза в кафе на поминках.
Пели, разумеется, не все. Некоторые, возможно, просто не знали слова, но были и атеисты. Не все при прощании целовали икону на гробе, не все целовали крест, который представительница церкви положила на могилку поверх цветов. Она на нас, таких, неприязненно косилась. А если бы среди друзей Адольфа, пришедших на похороны, были мусульмане?.. На них она бы тоже косилась?..

Адольф, кстати, не был националистом. До того, как он начал болеть, мы нередко и подолгу беседовали с ним на самые разные темы. Он никогда не называл кавказцев или азиатов "чёрными", даже "америкосы" никогда не говорил. Не было в нём этого пошленького высокомерия.
Когда-то я спросила, каково было ему, родившемуся в 37-м, жить первые годы после войны с именем Адольф? Он смеялся: "Ну, пытались дети дразнить... Но ничего страшного, как-то всё быстро закончилось".

В молитвах имя Адольф не звучало. Василий думал, что представительница церкви перепутала, ошиблась. Но - нет, просто такое имя отсутствует в святцах, и незадолго до смерти Адольфа его родственники спросили, какое имя дали ему при крещении. Он точно не помнил, сказал, что вроде бы Владимир. Вот и молились за Владимира.

Местное кладбище, которое здесь называют "новым", очень сильно отличается от тех, что я видела раньше. В моей родной деревне кладбище довольно хаотичное, деревья и кусты растут не только вокруг, но и непосредственно на его территории. Много заброшенных могил, которые никто не посещает. Возле посещаемых могил - оградки, лавочки и кое-где даже столики. Примерно так выглядит и Стёпанцевское кладбище (неподалёку от нас), только вместо берёз и кустов - сосны без подлеска.

На "новом" Ник-ском кладбище всё иначе. Оно представляет собой огромную прямоугольную поляну, лес - только по периметру его. На территории ни единого деревца или кустика. Могилы расположены ровными рядами, вдоль и поперёк. Никаких оградок, лавочек и столиков. Вся трава скошена. Ни в проходах между могилами, ни на самих могилках - нигде нет бурьяна или высокой травы. Видимо, за не посещаемыми могилами тоже кто-то ухаживает.

Надмогильные плиты разные по форме, но по высоте кажутся все одинаковыми, это создаёт впечатление полной унифицированности и навевает мысль о "равенстве после смерти". Хотя, конечно, плиты из разного камня, и стоимость их, надо полагать, тоже очень разная.
Нижние части надгробий - каменные бордюры высотой ~15-20 см - на всех могилах одинаковы по длине (и по ширине тоже), только у одних внешний край закруглён, у других - прямоугольный. По всему кладбищу я не ходила, но та его часть, где мы были, и всё, что попало в поле зрения, выглядит именно так. Очень непривычно.

Поначалу я опасалась, что из-за отсутствия оградок люди невольно будут наступать на чужие могилы. К счастью, этого не случилось, спасали бордюры.

Видимо, недавно был какой-то религиозный праздник, на могилах свежие цветы (в основном, искусственные). А старые выцветшие и засохшие живые свалены в большую кучу у входа на кладбище. Нехорошо. Могли бы и вывозить мусор.

Свободного места на кладбище почти не осталось.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
ultraboy2000
Oct. 3rd, 2018 06:07 pm (UTC)
Лучше такое светлое кладбище в березовом лесу, чем безликое городское...
valentina_ak
Oct. 3rd, 2018 07:20 pm (UTC)
Да, оно действительно светлое, это вы правильно заметили.

r_o_u_s
Oct. 3rd, 2018 06:35 pm (UTC)
Не самые приятные занятия... Новое кладбище наверное сделали по западному образцу. Мы летом смотрели сериал "Менталист", так я удивлялась разнице обрядов.
Ещё я читала, что оградку на могилы ставят, чтобы покойники "не бродили": якобы они не могут преодолеть эту преграду. Интересно, бордюр служит такой защитой или нет?
valentina_ak
Oct. 3rd, 2018 07:22 pm (UTC)
Да уж :(

Я не знала о такой "функции" оградок. Думала, для защиты самих могил.
lt_kerrigan
Oct. 4th, 2018 01:13 am (UTC)
Меня, после жизни в Европе, подкидывает от хаоса российских кладбищ и традиций российского заборостроения, которые после смерти или переезда всех близких покойных на одном участке превращаются в свалку ржавого металлолома и битого камня.

Но уже и у нас в городе появились хорошие, ухоженные кладбища без оградок с памятниками по нескольким единым образцам.

А почему по могилам ходить нельзя? Никогда о таком не слышал. У нас оградки ставили для "захвата территории", стихийно. Доходило до того, что к могилам в центре участка кладбища фиг подойдёшь.
valentina_ak
Oct. 4th, 2018 08:06 am (UTC)
"Захват территории", мешающий подойти к другим могилам - это мрак, конечно.
Почему нельзя ходить? - Это мои субъективные ощущения. Они у всех разные, наверно.
frese
Oct. 4th, 2018 06:18 am (UTC)
Видимо, покойного не отпевали в церкви. Потому что все прощание делается именно во время этого обряда. После отпевания гроб заколачивают и открывать его нельзя (не рекомендуется).
То, что делала эта религиозная дама - это попытки как-то по-христиански его проводить. По крайней мере я вижу в ее действиях элементы отпевания. (Целование иконы, пение молитвы). Какое-то странное рвение не по разуму.
Я люблю бывать на кладбищах (ужасно звучит!), видела их много. Самые лучшие, спокойные, мирные все же в лесу. среди деревьев.
Там, среди разросшихся трав, не так заметны брошенные могилы. А птицы, цветы, ягоды (кладбищенской земляники крупнее слаще нет - помните?), зелень деревьев и кустов примиряют печаль смерти с вечной, всепобеждающей жизнью с ее силой, красотой.
Все идет по кругу, все правильно, логично и гармонично. Вообще, кладбища - особое место. Два мира рядом, и какие же они разные и какие неразрывно близкие. Как много можно почувствовать и узнать там, на этом пересечении.
Мир всем и вечный покой новопреставленному Владимиру!
valentina_ak
Oct. 4th, 2018 08:13 am (UTC)
В раннем детстве, помню, мы собирали землянику на кладбищах... Когда я чуть-чуть подросла, уже почему-то не могла...

Судя по комментариям, кладбища воспринимаются очень индивидуально, нет чего-то единого, что вызывало бы умиротворение.
Сходство, наверно, в том, что всем грустно видеть заброшенные могилки.
frese
Oct. 4th, 2018 09:49 am (UTC)
Вот чтобы этого не было (заброшенности), надо не могилку оставлять после себя, а пепел. И развеять его куда-нибудь подальше.
valentina_ak
Oct. 4th, 2018 11:05 am (UTC)
Да, особенно, если точно знаешь, что на могилку никто не сможет (не будет) приходить...
frese
Oct. 4th, 2018 11:19 am (UTC)
Или не хочешь, чтоб приходили. По разным причинам.
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner