?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не касаясь вопроса о переселении людей как о следствии государственной политики освоения новых земель (это было почти во всех странах и во все времена), хочу сказать о стихийных переселениях, массовых поисках «где лучше».
Сельское население России мигрировало всегда! - за исключением 2-х периодов в своей истории.

В стародавние времена крестьяне целыми деревнями норовили перебежать из своего княжества в другое, если в нём повинности были поменьше, и уже в 13-14 веках были попытки властей этому помешать, поскольку те князья, от которых крестьяне уходили, терпели убытки.
При этом «в пределах княжеств переход был свободен».

С другой стороны, князья охотно принимали к себе пришлых крестьян и даже выплачивали им подъёмные, если те не занимали уже разработанные земли и хорошие постройки: «Если крестьяне занимают новую землю, которую надо было расчистить и на которой надо было возвести хозяйственные постройки, или землю запущенную, где надо было ремонтировать строения, то они освобождались от повинностей в пользу владельца или несли их в уменьшенном размере в течение определённого числа лет. Иногда владелец давал крестьянам «подмогу» деньгами, хлебом или скотом. Если крестьяне уходили с такого участка, не выполнив своих обязательств, то должны были <…> возвратить подмогу и уплатить неустойку». Миграции касались как крестьян, пользующихся княжескими землями, так и тех, кто жил на «чёрной» (типа ничейной) земле. Но дальше случилось вот что:
«Развитие в 16 веке служилого сословия, несшего обязательную службу государству, вызвало со стороны государства меры к обеспечению этого сословия <…> Средством для такого обеспечения являлась раздача служилым людям земель, и в 16 в. в средней России масса чёрных земель переходит в руки служилого сословия в виде поместий. Для тяглых людей такой переход занятой ими земли был очень тяжёл. <…> Служилые люди, как мелкие владельцы, нуждавшиеся всегда в средствах, всё более и более облагают крестьян повинностями, и крестьяне уходят к богатым землевладельцам, за «хребтами» у которых жилось выгоднее и спокойнее». То есть «служилые люди» начали разоряться и массово обращаться к правительству с жалобами на переходы крестьян. А «нуждавшееся, в целях государственной обороны, в обеспеченном служилом классе правительство принимает к сердцу эти жалобы и подчиняет интересы крестьянского населения интересам служилых землевладельцам. Рядом мер правительство затрудняет переходы <…>» Так на рубеже 16-17 веков начинается «крепостное право», продлившееся более двух с половиной веков.
В этот период были разрешены во многих местах отхожие промыслы в зимнее время, были «организованные» переселения с целью заселения некоторых регионов государства, были многочисленные побеги крестьян с ПМЖ, волнения и восстания. Но массовых стихийных миграций – мирных поисков «где лучше» - не было. Это 1-й период «оседлости».

Об «укладе» как о сложившемся устройстве жизни в этот период можно сказать одно: лишение крестьян всех свобод и прав, не только свободы передвижения, шло по нарастающей, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Каждый из царей добавлял в эту «копилку» свою долю указов и постановлений, несмотря на некоторое несогласие «прогрессивной общественности» с положением дел. В 1766 г. «предложена была даже тема на премию в вольноэкономическом обществе: «Что полезнее для общества – чтобы крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имущество, и сколь далеко его права на то или другое имущество простираться должны?» Возлагались надежды на Екатерину II, но она, видимо, ознакомилась с вопросом, посещая «передовые хозяйства с умными руководителями», так как «вскоре охладела к проектам эмансипации и под конец жизни была решительным противником какого бы то ни было изменения в положении крепостных, утверждая, что «лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика – нет во всей вселенной».

После отмены крепостного права миграции возобновились несмотря даже на то, что крестьяне оказались сильно опутаны «выкупными платежами».
Исследователи миграционных процессов называли разные причины этого явления, но, как бы то ни было: «Иногда переселение в известной местности принимает как бы эпидемический характер, и тогда наряду с действительно нуждающимися уходит и много таких крестьян, для которых переселение не вызывается безусловною необходимостью <…>».

А ещё периодически случались неурожаи и голодные годы, и люди целыми деревнями уходили от голодной смерти. Деревни зарастали бурьяном и кустарником, и даже на крышах начинали расти деревья. Впрочем, если крестьяне не уходили и умирали от голода, деревни выглядели так же. В этот период (конец 19 в. – начало 20 в.) массово уходили уже и в города. Миграции продолжались.
Пропускаем войны и революции. Самое начало 30-х годов, Брянская область, Алёшинка и близлежащие деревни и хутора. В июне ударил мороз и выпал снег, погибло всё на полях и огородах, начался голод. Три моих троюродных тётки, тогда молодые девушки, пешком ушли вместе с другими односельчанами «на Донбасс», осели на шахтёрской окраине Рутченково. Их родные деревни и хутора опустели, некоторые – навсегда.

И совсем недавнее прошлое. Кто жил в деревне, тот знает, что был период, когда уехать из колхозной деревни было не так-то просто. То есть можно было уехать на учёбу, и вообще упорные люди как-то умудрялись получать паспорта «на руки». Но массовых миграций тогда не было. Это 2-й период «оседлости».
Но даже при колхозном строе часть деревень опустела – «неперспективные деревни». Это уже был отток чисто в города, «где лучше».

Миграции продолжаются, и не только из деревни в город. Люди переезжают из города в город, из деревни в деревню, из города в деревню - потому что свободный человек, которого жизнь в чём-то не устраивает, обязательно попытается её изменить.















Comments

( 6 comments — Leave a comment )
kaban_kabanov
Jun. 12th, 2010 09:12 pm (UTC)
Интересно.
valentina_ak
Jun. 15th, 2010 12:09 am (UTC)
Да, в истории так много интересного!!... И главное - много доступной информации о прошлом (за исключением периода советской деревни, о чём я писала у вас в жж), было бы желание читать.

В будущее с такой лёгкостью не заглянешь, конечно :-)
Но, мне кажется, если говорить о будущем применительно не к глобальным вопросам, в которых люди хотят прямо противоположного (мироустройство, политическая система и т.п.), а применительно к вещам конкретным, например, облик деревни, то будущее можно "увидеть". Я имею в виду, что в будущем будет отражено то, чего мы хотим сейчас.
kaban_kabanov
Jun. 15th, 2010 09:02 am (UTC)
Да, ближайшее будущее, конечно, можно увидеть. Оно только от тебя (хотя тоже, конечно, всякое бывает) и людей которые рядом зависит. Ты его как бы сам делаешь. Это далеко нельзя загадывать. Народится какой-нибудь новый Чингиз Хан и привет мечтаниям.
valentina_ak
Jun. 17th, 2010 03:32 pm (UTC)
Чингис Хан - это как раз глобально в смысле "столкновения интересов", о чём я и говорила. Тут уж чья возьмёт... И обязательно для одних - "конец мечтаний", для других - наоборот...
rimmavologdina
Oct. 17th, 2010 08:48 am (UTC)
Да, интересно. Но миграция - это одно. Человек переезжает на новое место вместе с семьёй, а когда мужчина один уезжает на заработки - очень негативно это сказывается на его семье...
valentina_ak
Oct. 17th, 2010 09:33 am (UTC)
Не буду утверждать, что отхожие промыслы - это лучше, чем работа поблизости. Конечно, нет. Для семьи это проверка на прочность, помимо всего прочего.
Просто за 20 лет жизни на севере, где вахтовый метод работы был более чем в порядке вещей, я привыкла относиться к этому достаточно спокойно. Это те же отхожие промыслы, только раньше семьи разлучались, как правило, на более долгий срок.
Надеюсь, что со временем необходимости в таких формах работы будет всё меньше.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner