?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хоть кого, не обязательно бегемота. Иногда человек даже не подозревает, как легко опуститься, пока вдруг не начнётся этот процесс, инициированный какими-то обстоятельствами. И не подозревает, как трудно потом выкарабкиваться. А если у человека ещё и с мозгами не всё в порядке, то он, как правило, и не сопротивляется, болото его засасывает с бешеной скоростью.

Как-то смотрела передачу про бомжей. Один из них очень чётко сформулировал: "Приличный человеческий облик начинаешь быстро терять через четыре дня бездомной жизни".
Нина с Гошей (понятно уже, наверно, что это я опять про них), слава богу, крышу над головой имеют. Но без электричества уже полгода. Две недели назад мы начали их активно "тормошить", объяснять, что так жить нельзя, что надо заплатить долг и подключить свет.

Честно скажу - если бы наши горемычные соседи были пьющими, уровень нашего сочувствия им был бы гораздо ниже. То есть мы бы, конечно, всё равно в какой-то мере сочувствовали, но - соблюдая определённую дистанцию. Как сочувствуем, например, тому полубомжику (я про него упоминала) из Маловской.
Мужик бомжевал, потом прибился к одинокой женщине в лесной деревушке, через несколько лет она умерла. Он периодически появлялся в центре, пробовал просить у нас деньги - В. сразу сказал, что деньги давать не будет, а еду, если надо, купит. Так и покупал иногда "по заказу": хлеб, сосиски, колбасу, растительное масло... Кстати, что-то давно не видели этого мужика, в последний год он сильно сдал...
Людей, находящих в себе силы и желание помогать (в правильном смысле этого слова) подобным бедолагам, уважаю.

При этом к женщинам, которые годами возятся с мужьями-наркоманами и мужьями-алкоголиками, гробя свою жизнь, а то и жизнь детей, оправдывая свой мазохизм знаменитым "Он без меня пропадёт!", у меня отношение далеко не столь однозначное.

Так вот, Нина и Гошка - не алкоголики.
Их жильё - половина деревянного двухквартирного дома, ещё совхозной застройки. Домики эти страшненькие как снаружи (похожи на бараки), так и внутри. Но если дом попадал в хорошие руки, он менялся до неузнаваемости. Несколько домов осталось в плохих руках. Там, полагаю, немногим лучше, чем у Нины с Гошкой.

Пол жутко перекошен - видимо, прогнили деревянные подмостники. Особенно в "большой" комнате. Комнаток всего две - проходная побольше и крошечная спальня. Обои, конечно, много лет не переклеивались. Старая-престарая мебель. Кое-что, если б отреставрировать - уже винтажное :)
Кухня, небольшая прихожая, закрытая "веранда". Отопление печное, печка какая-то странноватая. Не такая, как была у нас в родительском доме, то есть не большая русская печь, но и не плита с открытой поверхностью, на которой удобно готовить. Скорее, плита, но очень неудобная - над греющейся металлической поверхностью очень низко нависают кирпичи, так что на плиту что-то высокое не поставишь. Ну, двух-трёхлитровую кастрюльку поставить можно.

Печку они топят сейчас два раза в день. Таскают хворост. Василий обещал им напилить дровеняк потолще - рядом с домом есть сухой и полусухой лозовник. Удивительно, но в доме относительно чисто. В смысле, не свинарник - выметено, и нет неприятных запахов. Все полы застелены какими-то половиками-паласиками, нет разбросанных вещей.
Полгода без света, без возможности нагреть хотя бы ведро воды... В баню не ходят (или стесняются, или денег жалко), раньше для мытья грели воду кипятильником, теперь?... - На такой неудобной плите много не нагреешь. Опять же, удивительно, но бомжовскими "ароматами" они всё ещё не пропитались.

- Нина, Гоша, так жить нельзя. Надо заплатить долг, вам подключат свет. Будете греть воду, чтоб стирать, мыться, будете смотреть телевизор (в доме целых два каких-то стареньких телевизора). А так, если сидеть часами в темноте, одичаете!
- Да, свечки сгорают быстро, а стоют дорого!

Пообещали с пенсии оплатить долг. Но мы видим, что хитрят - обещают, чтоб отделаться от нас. Придумываем "план-перехват": пойти на почту вместе с ними в день получения пенсии, и оттуда, как только получат деньги, как-то отвести их в соседнее здание - в администрацию, чтоб глава администрации взяла у них необходимую сумму и сделала всё, что надо.
Предварительно, конечно, беседуем с главой.
- Ох, да я уже сколько бьюсь с ними! Они же сами ничего не сделают, а надо ехать в Вязники, идти в две конторы. Я всё сама сделаю, мне надо только как-то деньги взять у них, а как? Они сразу, как получают пенсии, так прячутся от меня, а потом бесполезно - говорят, что денег нет.
- А если мы их завтра с пенсиями к вам приведём?
- Ой, приводите, приводите!

Значит, план правильный - "затащить" их, пока не потратили деньги, в администрацию. Но как "затащить", то есть уговорить?..
С самого начала разговора - почта ещё не приехала и пенсии они пока не получили - видим, что в администрацию они не пойдут и деньги добровольно не отдадут. Приходится применить запрещённый приём - напугать:
- А вы знаете, что вас выселят из квартиры, если не заплатите?
- Как выселят?! Куда?..
- На улицу, вот куда. Должников по закону выселяют.

Это производит сильное впечатление. Они испуганы, расстроены. В. идёт в администрацию, предупредить, что приведём их, возвращается: облом. Главу вызвали в район, её сегодня не будет. То есть нам нет смысла оставаться на почте, уходим.

Через несколько часов встречаю Нину - тащит два тяжёлых пакета с продуктами.
- А где Гошка?
- Поехал в Вязники платить! Как вы все нас замучили!
- Да чем же мы вас замучили?
- Кормашовы в стенку стучат, спать не дают, Волковы грозятся окна побить, вы платить заставляете! Что вы к нам лезете, у нас своя голова есть! Нам и так хорошо! Один человек правильно мне сказал: "Продавай свою квартиру, покупай дом, живи подальше от людей. Здесь люди плохие!"
- Нина, а почему Гошка сам поехал в Вязники? Он ходил к Н.В. (главе адм.) или нет?
- Не ходил! Он отдаст ей деньги, а она их... (хлопает себя по карману)

Объясняю ей, что Н.В. не прикарманила бы их деньги, что она не делает им ничего плохого. Что, наоборот, если бы не Н.В., то Гошка бы не получал пенсию, именно Н.В. выхлопотала ему пенсию.
- Ты пенсию заработала, ты всю жизнь работала, а Гошка же не работал...

Немного успокаивается, агрессия спадает. Делает вид, будто соглашается, что и остальные люди не такие уж плохие. Но картина враждебного мира никуда не делась из её сознания, это очевидно.

Я почти стопроцентно уверена, что ничего Гошка сам в Вязниках не сделает. В лучшем случае - вернётся с деньгами, и они их потратят в ближайшее время, как обычно. "Наша песня хороша, начинай сначала".

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
bgv10
Nov. 10th, 2017 03:15 pm (UTC)
Куда тратят, если не пьют?
valentina_ak
Nov. 10th, 2017 03:34 pm (UTC)
Не пьют, но курят. Пачки на день им на двоих не хватает.

Сегодня Нина шла с обычными пакетами, пешком. А бывало, что несколько дней подряд после пенсии они оба, с магнитовскими пакетами в руках, приезжали на такси. Думаю, потратить в "Магните" их небольшие пенсии (если брать всё бездумно) можно вообще за неделю. А то и меньше.

Не дотягивали до следующей пенсии, брали продукты "под запись".
В тех магазинчиках, что в центре, их вроде бы не дурили, а в ближайшем магазине они в конце той зимы "нарвались": якобы набрали "под запись" на 20 тысяч. Если учесть, что "под запись" им дают только дешёвые продукты, можно уверенно сказать, что их нагло надурили. И эти 20 тысяч с них "слупили".

Нина вообще считать не умеет, Гошка поумнее, но...

У Гошки есть мобильник, иногда слышу, как он подолгу разговаривает с сестрой (которая живёт во Владимире). Тоже расход. Но, по-моему, главный расход у них - продукты, потому что они практически не готовят. Иногда варят свою картошку, но не более того.

А, ещё расход - у них есть несколько куриц. Хорошо ли они несутся - не могу сказать, а корм для них они покупают. Боюсь, что и тут расход больше, чем доход. Кошку и собаку кормят "со своего стола".



bgv10
Nov. 10th, 2017 03:43 pm (UTC)
Ну, кур если несколько. то много им не надо. А вот если не готовить, а есть колбасу магазинную, тогда, конечно.
А вообще, персонажи узнаваемые.
valentina_ak
Nov. 10th, 2017 04:20 pm (UTC)
Ну да, если диагнозы аналогичные, то и в поведении может быть много общего.
beloe_bezmozg
Nov. 10th, 2017 03:56 pm (UTC)
Я по работе общаюсь с бомжами больше многих и глубоко убеждена, что процесс тут обратный - _сначала_ человек утрачивает приличный человеческий облик и только _потом_ становится бомжом. Примеров могу привести кучу.
Более того, в 90-ый годы я видела немало бомжей, не пропивших квартиры, а реально ставших жертвами мошенников - они умудрялись сохранять приличный человеческий облик месяцами и годами.
И Вы уж извините, но то, как Вы возитесь с этой парой... для меня недалеко ушло от жен алкоголиков. Хотя бы по тому, какой негатив вместо благодарно Вы получаете в ответ за свои усилия.
Да, я знаю, что я злая, бездушная и циничная.
valentina_ak
Nov. 10th, 2017 05:03 pm (UTC)
Про бомжей - каждый остался при своём мнении :)

Про нашу "парочку".
Вот чем они отличаются от алкоголиков-наркоманов? - Тем, что у них не было выбора.
Тот, кто начинает пить (или принимать наркотики) - какие бы обстоятельства его к тому ни подталкивали - тот всегда делает выбор сам: пить или не пить (если, конечно, его не связывают и в рот регулярно не заливают, такой вариант можно не рассматривать).

А у Нины, как и у её сына, природа не спрашивала: тебе получше дать мозги или этими обойдёшься? Какие получили, с такими и живут. Их вины в их болезни нет. И уже поэтому, я считаю, они заслуживают хоть какого-то сочувствия.

Другое дело, что это неправильно - оставлять таких людей совсем без опекуна. Как-то на уровне законов надо было бы прописать разные варианты, учитывающие проблемы таких людей. Тогда бы и им, и окружающим их посторонним людям было бы лучше.

А чем мы отличаемся от жён алкоголиков? - Тем, что у нас нет созависимости :)
Кроме того, иметь "безопасных" соседей - очень важная вещь в жизни. Если их отвергнуть напрочь, совсем не контролировать, то мало ли как дело обернётся. С теми же свечками - ведь может и пожар случиться.
Конечно, иногда общение с ними бывает тягостным - как сегодня по поводу уплаты долга, но я бы не сказала, что всегда сплошной негатив. Например, когда помогают дорогу убирать - это позитив :) Когда удаётся что-то важное объяснить, "достучаться" - это тоже позитив. Бывает, да.
livejournal
Nov. 10th, 2017 04:36 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
ultraboy2000
Nov. 10th, 2017 05:15 pm (UTC)
Привыкли уже к такой жизни видать, но это до поры до времени, пока болеть не начнут...
valentina_ak
Nov. 10th, 2017 05:17 pm (UTC)
Вот именно. И у них, к сожалению, ума и фантазии не хватает это представить.
frese
Nov. 11th, 2017 02:34 am (UTC)
Понимаю вас и сочувствую - иметь таких соседей, надо глаз да глаз. С другой стороны, им польза: помощь и пригляд.
valentina_ak
Nov. 11th, 2017 02:56 am (UTC)
Спасибо за понимание. Они, в принципе, безобидные, и даже, как ни странно - далеко не худший вариант соседей. Но приглядывать необходимо, да.
chuchuna
Nov. 11th, 2017 04:55 am (UTC)
Конечно, жалко таких людей, но помочь им можно только разово. Это как с бездомными собаками: жалко их, выносишь им кусочки со своего стола, сосиску им купишь - это все, что можно сделать. Ни теплого угла им не устроить, ни полечить, если болеют. Можно взять в дом одну-две собаки, а остальные, которых сотни и тысячи, все равно бедствуют. Забота о таких людях, собаках ли - это работа государства. Почти во всех цивилизованных странах государство разработало систему помощи таким людям. И на улицах города или деревни не встретишь бездомное животное. В России дойдет ли черед до убогих, неведомо - пока здоровые и молодые не очень-то нужны.
valentina_ak
Nov. 11th, 2017 05:51 am (UTC)
Разово-то разово, но когда людей, помогающих хоть разово, много, то и результаты пропорциональны.

Есть волонтёры - молодые и пожилые, есть всякие благотворительные организации, которые кормят горячей едой, дают ночлег, лечат и т.п. Даже среди моих френдов есть те, кто занимается благотворительностью. Слова какие-то замыленные... Есть те, кто помогает людям, нуждающимся в помощи.

А среди моих бывших учеников есть волонтёры. Я их очень уважаю. Пенсионерок-волонтёров я тоже уважаю, но молодых даже больше - у них ведь жизнь куда более насыщенная, их волонтёрство - не "от нечего делать" (боже упаси, это не камень в огород пенсионеров, даже если "от нечего делать" делается что-то доброе - это замечательно).

Ждать решения проблем от государства... да уж. У моря погоды.
chuchuna
Nov. 11th, 2017 06:30 am (UTC)
Конечно, желающих помочь другим людям немало и они делают очень большое дело, но даже если их будет в сто раз больше, необходимы всякие вещи, которые можно получить только от государства. Например законы, по которым можно брать под контроль жизнь таких людей, чтобы обеспечить разумный расход их пенсии. За ними и надзор нужен, чтобы контролировать уровень их вменяемости, чтобы грань не перейти, за которой уже опасные для окружающих действия последуют, ну, и т.д. И жизнь таких людей не должна зависеть от окружающих их людей, потому что в одном селении много желающих помочь, в другом совсем нет. А помощь они должны получать всегда. А то, что люди даже не ждут помощи от людей, которые обязаны помогать и получают за это немалую мзду, говорит само за себя.

Edited at 2017-11-11 09:30 am (UTC)
valentina_ak
Nov. 11th, 2017 07:10 am (UTC)
Всё верно, я о том же самом несколько раз писала, что нужны соответствующие ясные и "вариативные" законы по опеке. Чтобы не сдавать тех, у кого проблема лишь с расходованием бюджета, в дома престарелых или в психушки (такого закона нет, и это хорошо), но чтобы на законных основаниях кто-то мог бы "управлять" их бюджетом. Насколько я поняла, такого закона тоже нет, и это очень плохо.
И очень плохо то, что в случае принятия такого закона нет никаких гарантий от злоупотреблений :((
chuchuna
Nov. 11th, 2017 08:06 am (UTC)
Все уже украдено (зачеркнуто) придумано до нас, и контроль за контролем тоже. Везде есть лихоимцы, даже в самых благополучных странах, но на них есть управа. Можно не изобретать колесо, а заимствовать этот опыт. Но для этого люди у государства должны быть в приоритете. А государство не из космоса на землю спускается, его создают сами люди и из людей оно состоит. Вот как создать такое государство - главный вопрос и есть.
valentina_ak
Nov. 11th, 2017 08:10 am (UTC)
Ну, да. Просто лично для меня нерешённость этой глобальной проблемы не означает, что надо отказывать в помощи тем, кому можешь помочь.
chuchuna
Nov. 11th, 2017 08:47 am (UTC)
вы правы на 100% ))
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner