Valya (valentina_ak) wrote,
Valya
valentina_ak

Categories:

"О времена! О нравы!" - 3

"Будем делать все, чтобы жить лучше, чем толпа, а не наперекор толпе, иначе мы отпугнем от себя и обратим в бегство тех, кого хотим исправить. Из страха, что придется подражать нам во всем, они не пожелают подражать нам ни в чем - только этого мы и добьемся".
Может, каким-то видам фауны и не присущ "учительский зуд", но человечество - причём, с момента зарождения - к этим видам явно не относится :)

"И никакое знание, пусть самое возвышенное и благотворное, но лишь для меня одного, не даст мне удовольствия. Если бы мне подарили мудрость, но с одним условием: чтобы я держал ее при себе и не делился ею, - я бы от нее отказался".
А мне почему-то и тогда, и сейчас было ближе (несмотря на наличие некоторой доли врождённого "зуда учительства") Хлебниковское: "Я не знаю мудрости, годной для других..."
Для себя бы подходящее найти - и то уже хорошо :)


"Первое, что обещает дать философия, - это умение жить среди людей, благожелательность и общительность; но несходство с людьми не позволит нам сдержать это обещание".
Про то, что "несходство с людьми" осложняет жизнь, я хорошо знала с 17 лет. Правда, довольно быстро ( лет за 5-6) научилась, не мимикрируя, не быть чужой практически в любом социуме.

"Вот мера, которая мне по душе: пусть в нашей жизни сочетаются добрые нравы с нравами большинства, пусть люди удивляются ей, но признают. -  "Как же так? Неужто и мы будем поступать, как все прочие, и между ними и нами не будет никакого различия?" - Будет, и очень большое. Пусть тот, кто приглядится к нам ближе, знает, насколько отличаемся мы от толпы".

Вот это - не гордыня ли, как сказали бы христиане? Хотя стоики, понятное дело, христианами не были, тщеславие и честолюбие ими осуждалось (судя по "Письмам"). Но с этим высокомерием как быть?

В искусстве тоже:
"И тот. кто на вопрос, зачем он с таким усердием занимается искусством, которое дойдет лишь до немногих, отвечал: "Довольно с меня и немногих, довольно с меня и одного, довольно с меня и ни одного", - сказал тоже очень хорошо, кто бы он ни был (на этот счет есть разные мнения). Превосходно и третье изречение - Эпикура, писавшего одному из своих товарищей по ученым занятиям: "Это я говорю для тебя, а не для толпы: ведь каждый из нас для другого стоит битком набитого театра". Вот что, мой Луцилий, нужно сберечь в душе, чтобы пренебречь удовольствием, доставляемым похвалами большинства. Многие тебя одобряют. Так есть ли у тебя причины быть довольным собой, если многим ты понятен?"
Элитарное искусство, голимый "артхаус".
Лет в 20 меня сильно впечатлил уровень эстетических притязаний кое-кого из знакомых, вот "достоверные свидетельства" того, что я чувствовала (из моих "стихописаний"):
"...Живу, как бреду погостом,
Жертвами сплошь забитым,
Что тонкости чьей-то в угоду
Оплёваны ядовито".
Так и не научилась моя душа спокойно переносить высокомерие, возмущается всякий раз.

"Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает. Чем сборище многолюдней, тем больше опасности. И нет ничего гибельней для добрых нравов, чем зрелища: ведь через наслаждение еще легче подкрадываются к нам пороки. Что я, по-твоему, говорю? Возвращаюсь я более скупым, более честолюбивым, падким до роскоши и уж наверняка более жестоким и бесчеловечным: и все потому, что побыл среди людей".
Это про гладиаторские бои. Толпа, наслаждающаяся зрелищем таких боёв, ужасна, не о чем спорить. Только, боюсь, что толпа футбольных фанатов бывает вполне сравнима с той толпой по жестокости и бесчеловечности :(
Не знаю, когда появились футбольные фанаты в плохом смысле этого слова (вместе с футболом или позже), но в конце шестидесятых 20-го века они уже были точно.


"Что же, по-твоему, будет с нашими нравами, если на них ополчился целый народ? Непременно ты или станешь ему подражать, или его возненавидишь. Между тем и того, и другого надо избегать: нельзя уподобляться злым оттого, что их много, нельзя ненавидеть многих оттого, что им не уподобляешься. Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше".
С чем точно согласна, так это с тем, что нельзя уподобляться злым оттого, что их много. Конформизм до добра не доводит.
А кто сделает тебя лучше - узнать можно только опытным путём :) Хотя большинству родителей кажется, что они заранее знают: и что лучше их детям, и кто лучшая компания для их детей :) Мне в этом смысле в детстве и в юности повезло, родители в такие подробности нашей жизни не вмешивались.


"Но больше пользы, чем слова, принесли бы тебе живой голос мудрецов и жизнь рядом с ними. Лучше прийти и видеть все на месте, во-первых, потому, что люди верят больше глазам, чем ушам ', во-вторых, потому, что долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров".
Очевидные, казалось бы, вещи - насчёт наставлений и примеров, но почему же люди ДО СИХ ПОР ведут себя так, как будто от наставлений больше пользы, чем от примеров?..

"...живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди".
Первая половина наставления возражений не вызывает, а вторая... Секретничают не обязательно о плохом :)

"Иногда нам следует бояться народа, иногда, если порядки в государстве таковы, что большинство дел проводится через сенат, тех сенаторов, что в милости, иногда же - тех людей, кому на погибель народу отдана власть над народом".
И 2000 лет назад, и 100 лет назад, и сейчас... :(

"Труднее сохранить честные намерения, чем возыметь их. Нужно быть упорным и умножать силы усердными занятьями, пока добрая воля не превратится в добрые нравы".
Да. А в литературе тема благих намерений и бесплодных порывов - одна из любимых.

"Наступил декабрь; весь город в лихорадке; страсти к наслажденьям дана законная сила; везде шум невиданных приготовлений.
Если я хорошо тебя знаю, ты, оказавшись в роли судьи, счел бы, что мы не должны ни во всем уподобляться напялившей колпаки толпе, ни во всем от нее отличаться. Впрочем, как раз в эти дни и нужно особенно строго повелевать своей душой, чтобы она одна удержалась от удовольствий, когда им предается весь народ. И если она не поддастся заманчивому соблазну наслаждений, то получит вернейшее доказательство своей твердости. Больше стойкости в том, чтобы оставаться трезвым, когда весь народ перепился до рвоты, больше умеренности в том, чтобы, не смешиваясь со всеми, не выделяться и не составлять исключения и делать то же самое, что все, но иначе. Ведь праздничный день можно провести, и не предаваясь роскоши".
Вот тебе, бабушка, и "O tempora! O mores!", вот тебе и 2000 лет. Tempora меняется, а mores - очень узнаваемы :))

"Первая обязанность мудрого и первый признак мудрости - не допускать расхождения между словом и делом и быть всегда самим собою. - "Но есть ли такие?" - Есть, хоть их и немного. Это нелегко".
Одно из самых больших разочарований в первые 17 лет моей жизни - это масштаб расхождения между словом и делом в окружающей меня действительности.  Удивительно, что взрослые люди не понимали - враньё, особенно в таких масштабах, до добра не доводит. Не доводит, Карл Луцилий! :)

В текстах "Писем" ещё много интересного, но - уже притомилась, остальное комментировать буду только мысленно :)
Tags: о людях
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments