?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"О времена! О нравы!" - 2

"Из всех твоих благ заботься о том, которое, старея, становится лучше".
Интересно: что становится лучше, старея? - Предполагается, что ум и душа? Ох, не знаю...

Помню, каким неприятным открытием для меня в юности был факт практически полного отсутствия в обозримом пространстве добрых и мудрых стариков, добрых и мудрых одновременно. Добрые - иногда попадались, а в их мудрости у меня почему-то всегда были сомнения. Мудрые, но не добрые - для меня нонсенс, я никогда не могла признать людей злых (то есть плохих) мудрыми.  Отчасти, именно потому я тогда так заинтересовалась "Письмами" Сенеки, что он определяет мудрость как избавление от пороков.


Нет, ну, что ни говорите, а сам по себе возраст не улучшает ни ум, ни душу. Хотя если, как говорится, работать в этом направлении, то кое-каких результатов за много лет добиться можно :)
А характер становится лучше, старея, или нет?.. Наверно, тоже бывает по-всякому: и ухудшиться может, и улучшиться.

"Прогулка в носилках дает встряску телу и не мешает занятиям: можно читать, можно диктовать, можно беседовать и слушать других; впрочем, и прогулка пешком позволяет делать то же самое".
То есть из всех физических упражнений Сенека полезными признавал прогулки.
По поводу "прогулок в носилках" у меня и тогда, и сейчас возникал чисто технический вопрос: где должны находиться собеседники и те люди, которые пишут под диктовку? Идти рядом? Или сидеть в тех же самых носилках?.. А не многовато в них народу будет?..

Носилки, конечно, не могли меня не зацепить :) Понятно, что и сейчас ещё кое-где используется такой "вид транспорта" как рикши, а Сенека ведь жил давно, в эпоху развитого рабства, но всё же, по-моему, очень плохо сочетается совершенствование души с этими самыми носилками.
Как-то вот у них, у стоиков, так получалось, что, с одной стороны, декларировалось равенство всех людей (куда включались и рабы, и женщины) перед Главным Законом, или как он у них назывался, подзабыла , а с другой - рабы могли претендовать лишь на свободу души, а женщины в "Письмах", например, упоминаются лишь тогда, когда надо прояснить степень родства "благородных мужей". Ну да, все равны, но "благородные мужи" - равнее всех.

Со временем у меня и к большинству русских писателей и поэтов определённого периода появились,  как говорится, вопросы в этом смысле. Рабовладение много с чем не сочетается.

"Что ж, встретим старость с распростертыми объятиями: ведь она полна наслаждений, если знать, как ею пользоваться".
Рецепт в студию!..
Вот он:

"Всякое наслажденье свой самый отрадный миг приберегает под конец. И возраст самый приятный тот, что идет под уклон, но еще не катится в пропасть. Да и тот, что стоит у последней черты, не лишен, по-моему, своих наслаждений, - либо же все наслажденья заменяет отсутствие нужды в них. Как сладко утомить все свои вожделенья и отбросить их!"
Не такой уж невозмутимый мудрец вырисовывается, раз речь идёт о замене одних наслаждений другими! Пусть "неправильные" наслаждения заменяются "правильными", но как таковые они не отменены :)

"Беда глупости еще и в том, что она все время начинает жизнь сначала". Вдумайся сам, Луцилий, лучший из людей, в смысл изречения - и ты поймешь, до чего противно легкомыслие тех, кто ежедневно закладывает основания новой жизни, кто перед кончиной начинает надеяться заново. Огляди всех поодиночке - и сразу попадутся тебе на глаза старики, что с особым усердием готовятся занимать должности, путешествовать, торговать. Что гнуснее старика, начинающего жизнь сначала?"
А разве начинание какого-то "локального" дела (те дела, что перечислены, тоже не бог весть какие масштабные) означает "начать жизнь сначала"?.. Что так покоробило мудреца в стариках, проявляющих безобидную физическую активность, я не поняла.

Для меня в этих начинаниях есть грустный (а не гнусный) момент - можно не успеть завершить дело, можно не дождаться результатов. Сосед как-то упомянул, показывая роскошную яблоню, что её посадил отец, когда ему было под 70, и, посадив,  сказал: "А яблок я уже не попробую". И, действительно, не попробовал.

Отрицательные эмоции у меня вызывает разве что старик, начинающий семейную жизнь сначала, причём, только если он женится на женщине много моложе себя. Такой, за редкими исключениями, выглядит жалко. А если новая жена близка ему по возрасту - то нормально.

"Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше".
Уже давно как бы христоматийное, в том или ином виде. Например, "беден не тот, кто имеет мало, а тот, кому не хватает". Настолько привычно, что чуть не обвиняешь автора в плагиате, а ведь, скорее всего, от него (или от кого-то из стоиков) и пошло :) Или от Эпикура. Хотя насчёт Эпикура на первый взгляд кажется странным, тем не менее, Сенека часто его цитирует..

"Подружившись, доверяй, суди же до того, как подружился. Кто вопреки наставлению Феофраста судит, полюбив, вместо того, чтобы любить, составив суждение, те путают, что должно делать раньше, что позже".
Безоглядное доверие в дружбе и любви - как это по-юношески. В те годы казалось, что иначе не бывает и быть не может.  А про базис - что надо "составить суждение" - вообще не думалось :)

"Порок - и верить всем, и никому не верить, только, я сказал бы, первый порок благороднее, второй - безопаснее".
Когда Денису (сыну) было 4 года, он пришёл к выводу, что "плохим быть интересней, но хорошим - безопасней" :) Это к вопросу о безопасности :))


"Большинство так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют. Сделай же свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней. Никакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его утратить, и всего безболезненней утратить то, о чем невозможно жалеть, утратив. Поэтому укрепляй мужеством и закаляй свой дух против того, что может произойти даже с самыми могущественными".
Наверно, это о рабах. И ниже - тоже о них:

"Жить в нужде плохо, но только нет нужды жить в нужде". А почему нет нужды? Потому что к свободе повсюду открыты дороги, короткие и легкие. Поблагодарим бога за то, что никто не может навязать нам жизнь и мы в силах посрамить нужду".
"...я нашел у нашего Гекатона, что покончить со всеми желаниями полезно нам для исцеления от страха. "Ты перестанешь бояться, - говорит он, - если и надеяться перестанешь".

Освобождение через смерть и освобождение от страха смерти. О борьбе за какую-то другую жизнь речи нет. Видимо,  тогда всем казалось, что рабство - это навеки, и никак по-другому невозможно.
А кому в 70-е не казалось, что привычная нам жизнь - навеки, что по-другому уже никогда не будет? Лично я так и думала.
Сейчас безумно хочется заглянуть за раздвинувшийся горизонт...

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
galinam
Feb. 2nd, 2017 05:58 am (UTC)
кому в 70-е не казалось, что привычная нам жизнь - навеки
Валечка, какой замечательный философский пост!Жаль, поговорить толком нет времени...
Я-то как раз задавалась вопросом, какие испытания выпадут на нашу долю, ежели деды и родители прошли и через войны, и через восстановление народного хозяйства...
Помню, писали мои ученики сочинение на свободную тему о труде и полкласса употребило штамп "самоотверженный труд".
- Ребята, вдумайтесь в смысл! Самоотверженный труд - это плохо.- А в ответ:
- Галина Павловна, вы шпионка?
- Нет, но полагаю, что труд должен быть в радость, даже самый тяжелый труд."Каторга не там, где работают киркой, каторга там, где работа лишена всякого смысла". "Если хочешь никогда не работать, сделай так, чтобы твоей работой стало любимое дело".- Призадумались.
А работа над самим собой - это ж на всю жизнь урок.:))))
valentina_ak
Feb. 2nd, 2017 07:07 am (UTC)
Re: кому в 70-е не казалось, что привычная нам жизнь - наве
Спасибо, Галя :)
Ты хороший учитель.

Я в те годы была так уверена в вечности установившегося порядка вещей, что не думала ни о каких испытаниях. Войны побаивалась, но надеялась, что её не будет.
Поэтому применительно к будущему мои мысли вертелись вокруг того, как приспособиться к жизни, которая тебя не устраивает, если эта жизнь - навеки. Приспособиться таким образом, чтоб всё-таки остаться собой.
vetsog
Feb. 2nd, 2017 06:09 am (UTC)
Валя, Ваши наблюдения гораздо интереснее оригинальных цитат.
Я этих умных книг не читал. И когда вижу напыщенные, самоуверенные назидания в цитатах, то сожаления о собственном невежестве улетучиваются.

Кстати, авторитет больших писателей убывает не только от анализа их поведения, но и просто то их книг. С большой любовью описаны редкостные мерзавцы Тарас Бульба и Печорин, но перечитывать всё равно интересно. Но, думаю, не хотел бы с такими авторами даже быть знакомым.
valentina_ak
Feb. 2nd, 2017 07:08 am (UTC)
Ваня, конечно, наше время "ближе к телу", потому интересней :) Сейчас бы я, может, и не стала читать Сенеку. Перечитала, потому что захотела посмотреть на себя, молодую, как бы со стороны :) А тогда читать подобные вещи у меня был стимул.

Ну да, и от книг тоже.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner