Valya (valentina_ak) wrote,
Valya
valentina_ak

Categories:

"О времена! О нравы!" - 1

Многие мои френды умеют очень здорово писать о книгах (ещё о фильмах и т.п.), я - нет, у меня отзывы бывают лишь на уровне "понравилось - не понравилось", а это, ясное дело, уже не о книгах, а о себе.
И того, кто увидел ниже фамилию писателя и надеялся прочитать внятный отзыв о его произведении, я как раз и предупреждаю, чтоб он потом не сожалел о потерянных минутах: нет, пост не о книгах.

В молодости, лет в 19, я прочитала "Письма незнакомке" А.Моруа. Была, насколько я помню, если не в восторге, то в состоянии приятного удивления - как здорово он подметил всякие "хитрые" моменты в отношениях, некоторые из них (уже не помню, какие именно) оказались прямо-таки потрясающим открытием для меня.
Пару лет назад одна немолодая знакомая сказала, что перечитала "Письма" и ощутила тот же восторг, что и в молодости после прочтения. Я ещё тогда подумала, что надо тоже перечитать и сравнить свою  реакцию с той давнишней.

Вот, недавно руки дошли. Перечитала. Что скажу?..  А то, что 19 лет - это 19, это возраст, когда ещё много всяких открытий впереди или в процессе. Но годам к сорока всё, что есть в "Письмах", уже открыто на собственном опыте или на опыте тех, кто попадал в поле зрения, и удивляться нечему.  То есть прочитанное можно забыть (что лично со мной нередко случается), а реально открытое или пережитое - помнится. И  удивление может возникнуть, наоборот, оттого, что для человека в солидном возрасте что-то оказалось в "Письмах" новым.

Тоже в молодости, но чуть позже, в 26, я прочитала "Нравственные письма к Луцилию" Сенеки. Захотелось и эту книжку перечитать с той же самой целью - для сравнения: что думала и чувствовала по разным затронутым в ней поводам тогда, и что - сейчас.
Почти "добила", и, надеюсь, что дочитаю, что всё же текст закончится раньше, чем мой энтузиазм  :)
Жаль, я тогда не делала никаких записей, было бы гораздо больше материала для сравнения, а так слишком многое забылось. Но всё же попробую.

"...те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность".
Не возвратишь - да, но можно ли чувствовать благодарность, не ощущая себя при этом хоть немного должником?..

Я всегда очень ценила внимание. Правда, умение ценить не удерживало меня гарантированно от злоупотребления вниманием и, соответственно, злоупотребления чужим временем. Что тогда, что сейчас. А пора бы научиться вести себя по-другому :)

"...поздно быть бережливым, когда осталось на донышке".
Помню, что я была не согласна с сентенцией, точнее, с "постановкой вопроса".
Что значит "поздно", если жил и живёшь в бедности, если всегда "на донышке"?..  Не поздно, а - надо.
Если же автор хотел сказать, что "поздно пить боржоми, когда почка отвалилась", то, конечно, верно. С высоты возраста это уже понимаешь :)

"Ты не странствуешь, не тревожишь себя переменою мест. Ведь такие метания - признак больной души. Я думаю, первое доказательство спокойствия духа - способность жить оседло и оставаться с самим собою".
Я была ужасной "лягушкой-путешественницей" в молодости. И кто бы как бы ни называл тягу к путешествиям (хоть бы и Сенека, хоть бы и "признаком больной души" - чепуха!), я любила перемещаться в пространстве. Определённо помню, что моя реакция была именно такой: "Чепуха!"
Хотя примерно в то же время, на несколько лет раньше, я сама, имея в виду себя и сестёр, писала:
"...А потом, как всегда, в душе разлад.
Жизнь в седле нас, наверно б, устроила.
Может быть, веков этак семь назад
Навязали монгольской крови нам?
Вот и мечешься, вот и маешься..."
Да-да, я тоже, как и многие, переболела "стихописанием" в молодости :) Правда, в довольно лёгкой форме, само прошло :) А тем, у кого болезнь оказалась неизлечимой, - респект. Они не только "научились жить с этим", но и научились делать это хорошо.
Ну, мне, несмотря ни на что, написанное пригодилось как достоверные свидетельства реального самоощущения :)
Как теперь?.. Считаю ли я тягу к перемене мест признаком больной души? Не знаю... Но "способность жить оседло и оставаться с самим собою" - появилась.


"Но взгляни: разве чтение множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось. Кто везде - тот нигде".

Не могу сказать, что тогда я не видела достойных того, чтоб "долго оставаться" с ними... Просто в молодости хочется объять необъятное, и питания для души хочется разнообразного. Хотя при этом и копание до донышка имеет место.
Разнообразие со временем потеряло привлекательность. Что касается "великих умов", то ко многим признанным авторитетам у меня появились претензии (отдельная тема, когда-нибудь, может, вернусь к ней), очень мало кем получается "питать душу". К  счастью, "очень мало" не означает, что некем.

"Во множестве книги лишь рассеивают нас. Поэтому, если не можешь прочесть все, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь - и довольно. "Но, - скажешь ты, - иногда мне хочется развернуть эту книгу, иногда другую". - Отведывать от множества блюд - признак пресыщенности, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок".
Видимо, на желудок в те годы я не особенно обращала внимание,  да и вообще почти вся медицинская тема в "Письмах" как-то прошла мимо, сейчас - другое дело :)
Очевидно, что за две тысячи лет стандарты в этой сфере сильно шарахались в разные стороны :)

"Упражняться, чтобы руки стали сильнее, плечи - шире, бока - крепче, это, Луцилий, занятие глупое и недостойное образованного человека".

Глупое, Карл Луцилий! :)

"Много неприятного ждет тех, кто рьяно заботится о теле: во-первых, утомительные упражнения истощают ум и делают его неспособным к вниманию и к занятиям предметами более тонкими <...>"
Н-да...

Tags: о людях
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments