?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все десять лет, что мы здесь, "наша" дорога - метров триста грунтовки от поворота до дома - наша забота, кроме расчистки от снега. До 2008 года дорога не считалась муниципальной, тогда и расчистка была нашей заботой. Просили Лёшу, он чистил и поначалу не отказывался от оплаты, а потом стал делать это "просто так". Я пробовала давать деньги потихоньку Инне (его жене), но и она отказалась. Конечно, мы чувствовали неудобство, оставаясь должниками, поэтому, когда "наша" дорога стала муниципальной, мы обрадовались.
Снег убирают регулярно и вовремя (т-т-т).


Один раз мы "сбросились" с соседями "кто сколько может" (поучаствовали в этом деле Адольф и Саша Вес-й) на щебёнку, чтоб засыпать выбоины. Пора бы это сделать ещё раз.
Пользуются дорогой, не считая нас, семьи Адольфа и тех, кто ходит в лес и на кирзавод, сворачивая с дороги на тропинку неподалёку от наших домов, ещё четыре семьи, трём из которых мы даже не предлагали "сбрасываться", зная, что ответ будет или "нет денег", или "я на машине не езжу, я только пешком хожу". Кстати,  упомянутые семьи активно ездят на такси, но мы не хотели никому ничего доказывать.

Ну и, конечно, все десять лет приходится убирать мусор с обочины. Пару раз местная администрация давала технику - трактор и даже маленький экскаватор, когда мы настояли, чтоб были ликвидированы неподалёку от дороги две застарелые помойки, которые, естественно, погрузить в мешки было невозможно - мешков столько не найдёшь, да и времени бы на это ушло слишком много. Кстати, и мусорных контейнеров ближе, чем в центре посёлка, в то время не было, появились они на нашей окраине в результате наших же настойчивых просьб. Тоже не очень близко, возле котельной, но это даже хорошо, что не очень близко, потому что... Понятно, почему

После ликвидации помоек собирать мусор на обочине приходилось несколько раз в год. Потом - пару раз за год, весной и осенью. В последние годы хватало лишь весенней уборки.
Занимались этим мы, Адольф и Б-ны (Нина с Гошкой). Один раз "отметился" Гришка В., но потом стал таким неуловимым, что надоело его искать и "ловить".

Этой весной мы уборку пропустили. Когда я решила, что уже пора и пришла к Адольфу за мешками (они много лет покупали комбикорм для коз, сейчас коз уже нет, но запас мешков остался), он сказал, что хочет тоже поучаствовать, однако предложил заняться уборкой попозже, надо было доделать кое-какие срочные дела. Я согласилась, дел и у нас весной невпроворот и все срочные. А потом их стало ещё больше.  Весенние работы плавно перетекли (какие плавно, а какие резко) в летние, плюс летние приезды гостей...

Дорога осталась не убранной, и всё лето, когда мы ездили в центр, мне  мозолили глаза то пластиковая бутылка "вон там в кустах", то пакет в траве, то банки из-под пива... Несколько раз я просила Нину и Гошку пройтись и всё собрать - они люди свободные, гуляют по этой дороге туда-сюда каждый день. Но они прошлись только раз, и то очень некачественно, просто "для отмазки". Основная часть мусора так и осталась лежать. На повторные мои просьбы они упорно обвиняли Л.Н. Вес-ю: "Это она кидает, пусть сама и убирает!"

Л.Н. , или просто Люська, как все её зовут, живёт одна, а вообще-то она вырастила семерых детей. Сын Саша приезжает к ней на выходные (работает в Москве), младшая дочь с тремя детьми снимает квартиру, остальные дети имеют своё жильё. А жильё Л.Н. - то самое, где когда-то обитала большая семья  - это половина деревянного дома без удобств. С печкой, без воды.
Два таких двухквартирных дома, через дорогу от нас, были построены в советское время, когда колхозникам начали "давать квартиры".
В некоторых областях строили неплохие двухквартирные коттеджи (две моих сестры живут в таких), квартиры трёхкомнатные, с водой и газом. Те коттеджи, в отличие от здешних, нисколько не похожи на бараки. Здешние - да, ассоциируются именно с бараками, и квартирки в них маленькие, двухкомнатные.

Правда, такой же дом на соседней улице не узнать, жильцы его преобразили: новая крыша, стены снаружи отделаны блокхаусом, поставлены стеклопакеты... Но тот дом в своё время был приватизирован и продан, жильцы - его владельцы и хозяева. Эти же два несчастных, по-прежнему баракообразных строения  - муниципальная собственность.
Жильцы уверены, что поступили очень мудро, отказавшись от приватизации, тогда ведь ремонт надо было бы делать за свой счёт. А так местная власть им за счёт бюджета и крышу меняла, и фундамент ремонтировала.

Л.Н. мусор действительно иногда не доносила до контейнеров, кидала в кусты. За руку поймана она никогда не была, просто это легко вычислялось. (Помнится, я об этом писала несколько раз, вот здесь, например). Это что касается пакетов, а валяющиеся бутылки из-под воды, пивные банки и пачки из-под сигарет - дело рук кирзаводчан, грибников и просто гуляющих.
Когда-то, в первые годы после приезда, я пыталась привлечь и Л.Н. к уборкам, но она всегда отговаривалась тем,  что, мол, старая и очень больная, давление зашкаливает, и вообще за всеми не наубираешься. На вид ей было лет 75. Сейчас бы, значит, уже 85 стукнуло.

Конечно, я ошиблась. Она было гораздо моложе, я ей, как выяснилось,  лет 10, а то и больше, прибавила. Однако несмотря на такую существенную корректировку возраста в сторону омоложения, статус соседки в моих глазах остался прежним - "нетрудоспособна".

И когда в один из октябрьских дней я, наконец, решила заняться мусором, несмотря на то, что Адольф приболел, Василий был занят, а Нина с Гошкой умотали в неизвестном направлении, мне и в голову не пришло позвать Л.Н. в компанию. Бреду себе вдоль обочины одна, складываю в мешок "находки". Навстречу идёт Л.Н., не притормаживая, здоровается. А у меня вдруг, помимо "здравствуйте", вырвалось: "Л.Н., вы, пожалуйста, больше не бросайте мусор, где попало. Люди видели, как вы бросали". В ответ - возмущение и попытка выяснить, кто эти люди. Я в прения не вступаю, иду дальше.

Наполненный мешок оставляю (Василий оттащит в контейнер, когда освободится), собираю в другой. Вдруг слышу за спиной на дороге какое-то шебуршание. Оглядываюсь - и не верю своим глазам: Л.Н. тащит по дороге оставленный мной мешок, идёт помогать. Ростом она маленькая, не выше 150 см, а мешок большой и довольно тяжёлый. Сухопутный вариант "бурлаков", то ещё зрелище! Моё удивление чуть не перешло в смех. Удержалась. Оставьте, говорю, тот мешок, Василий уберёт, идите сюда, давайте в этот собирать. "Ага, давайте".
Тут же уточняет: "Внуков поправляю, чтоб "да" говорили, а не "ага", а сама говорю!" И  рассказывает анекдот про "ага" и Ельцина.
А потом рассказывает про свою жизнь.

"Я тридцать два года проработала дояркой. Но это уже здесь. А пожила немного и на Дальнем Востоке, и в Молдавии. Как тяжело выращивать виноград! Да, и дояркой не легче. И семерых детей растила. Теперь уже и внуки, и правнуки.
Внукам рассказываю, как раньше жили, они всё "ух ты!" говорят. Хлеб стоил всего 16 копеек! Билет в поселковую баню - 30 копеек! В школе всё бесплатно, в больнице бесплатно. Зарплаты другие были? Я получала 550 рублей в месяц. Это без премии, ещё и премия была. И всё бесплатно.
Внуки, кто школу закончил, уже выучились, работают. Катюшка и Серёжка учатся. Катюшка сначала педколледж закончила, потом  ещё... этим, менеджером работать. Сейчас в банке работает и заочно в пединституте учится. Серёжка в нашем техникуме учится.
А Сашка что-то так и не женился, уже в возрасте, а детей нет. Выпивает. Если б он не был хорошим сварщиком, его б давно уволили: как выпьет, всех кругом ругает, начальников тоже ругает. Но терпят его, потому что очень хороший сварщик".

С зарплатой в 550 рублей в те времена можно было накопить на собственный дом, даже имея семерых детей. Конечно, стройматериалы свободно не продавались, но доярки были в некотором роде привилегированным сословием, им не только хорошо платили, но и всякие дефицитные товары на фермы привозили, и, думаю, тот же кирпич купить разрешили бы. И был бы сейчас у Л.Н. большой хороший дом. С водой и газом. Хотя...

Когда-то, ещё в 80-х, люди с нашей окраины захотели подключиться к газовой трубе, им разрешили, но как кооперативу, то есть за свой счёт  - надо было тянуть трубу метров 500 или больше. Сумма взноса оказалась значительной, все начали выращивать свиней не "для себя", а на продажу. Накопили, подключились.
Если бы Л.Н. захотела, ей бы и свиней на продажу не пришлось выращивать. Но ведь почему-то она. не вступила в тот кооператив... И с водой аналогичная история: несколько лет назад, когда меняли ветку водопровода, им предложили провести воду в дом почти даром (новая ветка проходит совсем рядом с домом) - за пять тысяч, по 2500 с семьи. Не захотели. Мастер, когда рассказывал мне, что они отказались, очень удивлялся: "Люди по 40 тысяч платят,  чтоб вода в доме была, а тут..."

Даже не знаю, как это всё можно назвать. Полнейшее неумение жить?

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
ultraboy2000
Nov. 6th, 2016 12:19 pm (UTC)

Нет. Все довольно просто. Им "должны!!!" сделать все бесплатно. Да и не хотят уклад жизни менять...

valentina_ak
Nov. 6th, 2016 12:30 pm (UTC)
Да, к той жизни они были адаптированы идеально.
Но ведь сейчас, мало ли что хотели бы бесплатно, воду-то ведром от колонки таскать тяжело. И с возрастом всё тяжелее будет. Почему бы за символическую сумму не решить эту проблему?.. И никаких надежд, что это сделают им совсем бесплатно, уже не может быть.
Кстати, пенсия у Л.Н. очень неплохая - 20 тыс.р.
ultraboy2000
Nov. 6th, 2016 12:33 pm (UTC)

Помня деда...даже за деньги детей и внуков по дому делать ничего не разрешал. Деревенский фатализм. Вот я умру и делайте что хотите.(с)

valentina_ak
Nov. 6th, 2016 12:58 pm (UTC)
Это совсем другое, это желание покоя. Я в доме родителей каждый раз делала ремонт, преодолевая их сопротивление (особенно последний раз, когда они были уже в солидном возрасте) - они просто не хотели всей этой ремонтной суеты, неудобств.
Да я и сама сейчас, как подумаю, что крышу надо делать и т.п., всякий раскардаш во дворе терпеть, прихожу в ужас :))

А с водой у соседей был совсем простой вариант: в доме труба с краником, торчащая из стенки, без всякой разводки по дому, без слива. Ни ремонта, ни хлопот. Но ведь не захотели. Не понимаю.
ultraboy2000
Nov. 6th, 2016 03:01 pm (UTC)

Пол палисадника придется перекопать, чтобы краник в стену воткнуть. Плюс смеситель 1000р...

valentina_ak
Nov. 6th, 2016 03:13 pm (UTC)
Рабочие бы сами и прокопали, что надо, и засыпали сами (Адольфу к даче воду подвели без его участия, от той же ветки), и никакого палисадника перед домом Л.Н. в этом месте нет.
Это для меня всегда был стресс, когда водопровод в саду чинили - вид лужаек сильно портился (колеи от техники оставались), а ей и её соседке за что переживать?? Бурьян будет не так хорошо расти? :)

А зачем смеситель, я не поняла? Просто труба с краном, если разводку не делать. Подставила ведро, краник открыла - и набирай, не тащись к колонке.
chuchuna
Nov. 6th, 2016 03:44 pm (UTC)
Был проведен опрос, в результате которого оказалось, что (не помню, сколько, но очень много) российских сельских жителей не видят необходимости в теплых сортирах и горячей воды в доме.
А по поводу мусора, только что прочитала пост, который вы наверняка сочли бы русофобским, но то, что вы описали, очень ярко его иллюстрирует.
valentina_ak
Nov. 6th, 2016 04:43 pm (UTC)
Что касается мусора, то хоть русофобский пост, хоть нет, а проблема есть, глупо отрицать.
Самое досадное, что проблема вполне решается на уровне местной власти, если власть этого захочет. Но желания у неё почти нигде не наблюдается... :((

А вот в результаты опроса - если по ним действительно таких людей, которые "не видят необходимости", очень много - я не верю.
У нас эти "опросы" на бытовом уровне периодически возникают, потому что кто-то что-то такое себе в доме делает, а кто-то хотел бы, но денег нет. Таких людей, которые могли бы финансово, но не хотят, я практически не знаю. Ну, может совсем старики какие. Дети им предлагают, а им уже ничего не хочется менять, хочется спокойно дожить.

Зато очень много знаю тех, кто просто материально не в состоянии это сделать, хоть и очень хочет.
Кстати, горячая вода (от газового котла) у нас тут почти у всех есть, поэтому я так удивляюсь нашим "неблагополучным" соседям.
С сортирами - сложнее. Где проходит центральная канализация, там, конечно, есть, а тут на окраине делать сортир с "септиком" далеко не каждый рискует.

Вообще, результаты опросов на самые разные темы у меня очень часто вызывают сомнения, потому что противоречат тому, что я вижу в реальной жизни.
chuchuna
Nov. 6th, 2016 05:03 pm (UTC)
"Но желания у неё почти нигде не наблюдается"
Власть эта не засланная, это люди, которые родились и выросли в этой стране. Людям в массе пофиг зас..нные улицы и подъезды, сплошь и рядом видела, как устраивают пикник среди помойки, добавляя свой мусор к предыдущему. В парке Покровское-Стрешнево рядом с моим домом в Москве кучи мусора валялись повсюду и обязательно вокруг лавочек, и вот на таких лавочках устраивались мамаши с колясками, так штааа народ получается с младенчества привыкший к этому.
А насчет выгребных сортиров я сказала своей старшей сестре, на что она ответила: и правильно, что бы я без него делала! Она недавно построила новый дом на даче, все делали случайные пришлые бригады без должного контроля, и уже через год у нее много что вышло из строя, в том числе и канализация, так что пришлось опять ходить в сортир на улицу. Она воспринимает это как неизбежное зло, не верит, что все может быть по уму(((
А насчет опроса, можно было бы в нем сомневаться, если бы у всех была нормальная канализация в доме, а люди бы говорили, что она им не к чему. А с выгребными сортирами до сих пор живет процентов 30-40 сельских жителей. Вплоть до такого вот https://www.facebook.com/lebedev.yaroslav/videos/vb.100001151720270/826996314015418/?type=2&theater
valentina_ak
Nov. 6th, 2016 05:24 pm (UTC)
Вот "если бы у всех была нормальная канализация в доме, а люди бы говорили, что она им не к чему", тогда как раз можно было бы говорить, что "не видят необходимости".
А так - очень многие хотят, но - не могут осуществить своё желание. Дорого ведь. Таких, повторю, большинство деревенских. Кстати, начни их кто-нибудь официально опрашивать, многие из них, я уверена, скажут: "Нет и не надо!" Тут всякие психологические нюансы. А я говорю о том, что знаю, что вижу в реальности.

Случаи с выгребными ямами я знаю и поновее, недавно целую подборку смотрела. Раз ямы есть, то и "случаи" случаются.

Правильный септик, увы, не у всех получается. У многих знакомых приходится откачивать отстойник каждый месяц. Это хлопотно и довольно дорого. Мы, когда покупали дом, вообще не знали, что возможна такая проблема, могли бы её заиметь тоже. Но нам повезло, всё сделано грамотно.
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner