?

Log in

No account? Create an account

Next Entry

Я напишу про две знакомые мне деревни – в семейно-историческом контексте. И даже в чисто историческом .
Это, во-первых, для предметности разговора: я буду впоследствии возвращаться к каким-то эстетическим моментам, касающимся именно этих деревень, и общие проблемы рассматривать буду тоже применительно к ним.
Во-вторых, просто хочется о них рассказать.
* * *
Как, ну как у 6-летней деревенской девочки в 60-м году могла появиться мечта – даже не мечта, а любимая картинка в голове: большой – 2-хэтажный! - тёплый дом, с туалетом и ванной, вблизи берёзовой рощи на улице Поповка, на которой эта девочка и жила?..
Влияние телевизора исключается, в то время у нас в деревне электричества ещё не было. Наверно, картинка «нарисовалась» после того, как девочка (я) побывала в гостях у родственников в Эстонии, в их городской квартире.

Мы жили в деревянном доме – родители, три моих сестры и я. Дом был холодным, грелись на печке.
А зимы в Брянской области были снежно-морозные и длинные. После того, как отец оббил стены изнутри «сухой штукатуркой» (аналог гипсокартона), стало чуть теплее, но не намного. Знаю, что деревянный дом может быть тёплым, но так уж получилось, поэтому жить мне всегда хотелось в кирпичном, пусть «силикатном», доме. А дерево – как отделочный материал, мебель деревянную – очень люблю. И любимый пейзаж на всю жизнь – лес, рощи.
 
Сёстры, закончив школу, уехали учиться и были уверены, что уезжают насовсем. Я тоже возвращаться как будто не собиралась, только любимая картинка из головы никуда не делась, и даже полюбилась моей семье, мужу и сыну. Поэтому, живя на севере Западной Сибири, мы копили деньги, чтобы к пенсии её реализовать. Деньги, конечно, пропали.

В конце 70-х, начале 80-х и в 90-х все мои сёстры по разным причинам вернулись в деревню. Старшие сменили «не деревенские» профессии - технолог пищевой промышленности и геолог - на более подходящие, закончив соответственно сельскохозяйственный и экономический институты, а младшая, вернувшаяся в 90-х, новую профессию получать не стала, так как работу в деревне она всё равно бы уже не нашла. Присматривала за престарелыми родителями, держала хозяйство.

В 2005 г. мы с мужем, выйдя на пенсию и продав городскую квартиру на севере, купили дом во Владимирской области. Картинка материализовалась: дом с удобствами, прекрасный сад и рядом лес. Получается, что и я вернулась, хотя и не в родную деревню.

В родных Рябчах тоже бываю. Удивительно, но если не знаешь, что деревня «в упадке» (а это так и есть: колхоз ликвидирован, проблема работы – острейшая!), так вот, если этого не знать, то ничего такого и не подумаешь: центр села выглядит лучше, чем в начале 80-х. Правда, окраины выдают, обезлюдели-разрушились.
Конец 70-х – начало 80-х – это «золотой век» деревни, «минивек». Дело даже не в огромных дотациях на сельхозпродукцию в те годы. Главное, что именно тогда во многих сельских регионах началась газификация и строительство жилья, хоть и не бог весть в каких объёмах, прокладка дорог. (Между прочим, самому «срубить дом» в те времена в деревне было примерно то же, что «срубить кооператив» в городе – и по стоимости, и по прочим сложностям. Например, купить стройматериалы «просто так» было невозможно). Поэтому я могу понять тех, у кого ностальгия по колхозам. Люди неплохо жили, не особо напрягаясь при этом, и вдруг лишились этой жизни. Не просто обидно, вселенская обида.

А вот оплакивающих «традиционный крестьянский уклад» не понимаю! Если не читали историю, то хоть бы литературу почитали. Некрасова, что ли. Ну, допустим, Некрасова можно подозревать в «революционном настроении», тогда – Лесков. Его никак нельзя обвинить в левацком очернительстве «прекрасной крестьянской действительности». А если читали, то - плакать о ТАКОМ укладе? Желать кому-то ТАКОГО? Как говорится, и вам того же. Они (плакальщики) или садисты, или демагоги, не понимаю.
В октябре мы похоронили маму, ей было без малого 94 года. То есть она пережила и 20-е, и организацию колхозов, и оккупацию, и послевоенные... А мы с детства любили расспрашивать её, как они жили «раньше», что ели, как работали, как одевались, и так далее и так далее, и как (пра)дедушки-(пра)бабушки жили. Думаю, если человек имеет правильное представление о том, как жили в деревне «раньше», он не станет оплакивать и возрождать патриархальную деревню, будучи в здравом уме. Так что в вопросе «традиционного уклада» для меня неясностей нет.

Неясности – с теперешней жизнью, а ещё больше – с будущей, что естественно.















Comments

( 4 comments — Leave a comment )
kaban_kabanov
Jun. 7th, 2010 06:07 pm (UTC)
Интересно, спасибо. А, что это за "традиционный крестьянский уклад", извините за идиотский вопрос. Община, что ли?
valentina_ak
Jun. 7th, 2010 07:23 pm (UTC)
Некоторые "плакальщики" даже не знают про традиционное российское общинное землевладение с его чересполосицей, представляют "традиционного" крестьянина этаким кулаком, собственником земли. Но и они, и те, которые знают про общину, ставят знак равенства между "крестьянин" и "деревенский житель", то есть всем предписывают заниматься индивидуальным крестьянским трудом, отрицают право на существование крупных аграрных хозяйств (как "не соответствующих духу русского крестьянина"), а быт и культура, по их мнению, тоже обязаны соответствовать упомянутому "духу", "крестьянским традициям". Прямо какие-то резервации, населённые Ильф-и-Петровскими дедками: "...Инда взопрели озимые, рассупонилось солнышко..." :-)
valentina_ak
Jun. 8th, 2010 05:43 am (UTC)
Это я примерно описала "уклад", за который ратуют "плакальщики". А реально каким был крестьянский уклад в разные исторические периоды - это в двух, и даже в ста словах не расскажешь, тут лучше обратиться за информацией к первоисточникам.
kaban_kabanov
Jun. 8th, 2010 12:50 pm (UTC)
Понятно. Спасибо.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner