?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Да, -35 с ветром, хоть и несильным, это уже сурово, очень напоминает север.
Несколько недель назад, когда в Югре морозы доходили до -63, и на прилегающих больших территориях тоже было не слишком тепло (за -50), я каждый день смотрела тамошний прогноз и мысленно желала скорейшего потепления, и чтоб ничего не случилось.

Не знаю, насколько надёжны там сейчас отопительные системы, есть ли какие-то резервные варианты на случай выхода из строя основных.
Где-то в конце 90-х в нашем северном городке никаких запасных вариантов не было, и когда в -45 что-то сломалось и котельная перестала работать, а починить неисправность не было возможности по причине того же мороза, то местная власть, говорили, уже готовилась начать эвакуацию жителей (полагаю, это было реально - эвакуировать несколько десятков тысяч человек в ближайший город в 90 км от нашего). Но случилось чудо: за несколько часов температура вдруг резко поднялась до -5, неисправность починили, отопление заработало, после чего температура опять опустилась до -45. Вечерние новости по местному телевидению главный коммунальщик из мэрии (татарин) начал словами: "Кто-то всё-таки есть!.. Или Бог, или Аллах!.."

"...Ничего, что здесь метели, не беда, что холода..."
Побывав в командировке, можно написать стихотворение о красоте севера, о северном сиянии и прочем, и, мол, "не беда, что холода", но беда из-за того, что холода, как раз-таки очень возможна. "Посмотреть" и "жить" - разные вещи.
Да и то... С "посмотреть" на севере тоже, как повезёт.
В самом начале 2000-х, зимой, мы ехали в командировку в Нефтеюганск на машине, примерно 360 км. Отправились в 6 утра, и, если учесть, что световой день в это время года там длится всего несколько часов, ехали затемно. Утром-днём, но затемно. И  обратно так же.
Самое сильное впечатление по пути туда - безлюдье. Полное безлюдье на бескрайних заснеженных просторах. За пределами города, за всю дорогу, мы не встретили ни одной машины! Дорога, кстати, хорошая (была, как сейчас - не знаю). Даже рекламные щиты попадались, а людей не было. Наверно, летом там по-другому, есть какое-то движение туда-сюда, но тогда зимой было так.
Проезжали мост через Обь - это было вообще фантастическое зрелище. Длиннющий мост в снежной пустыне через замёрзшую реку, весь освещён фонарями, и всё это под чёрным звёздным небом (когда морозы за 40, частенько бывают туманы, но тогда, хоть и было -43, погода стояла ясная). (Сведения про мост: "...
один из самых длинных мостов в Сибири, длина составляет 2110 метров (общая длина с подходами — около 15 км), длина центрального пролёта - 420 м. Пролёт моста поддерживается одним пилоном высотой 150 м[1]..... Открытие моста состоялось 16 сентября 2000 года; строительство велось 5 лет")
И, опять же, нигде ни души.

На обратном пути у нас заглох мотор. Напомню, что нигде не было ни машин, ни людей, только мы, четверо, на все эти необозримые квадратные километры. И -43. Нам повезло: водитель понял, в чём дело, завести удалось, поехали.
Можно сказать, повезло крупно, потому что, когда что-то случилось с мотором автобуса, в котором ехали вахтовики, они все погибли. Их, конечно, довольно быстро нашли, то есть уже не их, а автобус без колёс и кучки замёрзших тел: возле одного сгоревшего колеса, возле другого... "Довольно быстро" - это, увы, всё равно уже слишком поздно.

Наш друг, по-прежнему живущий в том же городке, в новогоднем разговоре сказал, что сейчас и
автобусы, и машины ездят парами в сильные морозы. (Саша, если вы читаете этот пост, уточните, плиз, этот момент, боюсь допустить неточность, а я не люблю неточности. Есть такое распоряжение местной власти, чтобы ездили парами?..)

Вот фотки дороги, по которой мы ехали, они сделаны позже, через несколько лет, и уже в "настоящее" дневное время - всё выглядит вполне безобидно и как-то даже весело:





Может, безмоторные транспортные средства зимой безопаснее?.. Олени там, лошади... Как-то же люди путешествовали в сильные морозы? Пассажиры, понятно, в крытых кибитках или каретах, укрытые медвежьими шкурами. А возницы как выживали на холоде?.. И те, кто не в каретах, а просто в санях?.. Не представляю.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких
И блестящий снег
И саней далеких
Одинокий бег.


Comments

( 14 comments — Leave a comment )
galinam
Jan. 8th, 2017 10:22 am (UTC)
Не замерзайте, Валечка! Тепла вам,добра и счастья в Новом году!
valentina_ak
Jan. 8th, 2017 11:03 am (UTC)
Спасибо, Галочка! И тебе, и твоим близким - всяческого благополучия и счастья!

Нам морозы не слишком мешают в данный момент - продукты есть, на улицу можно не выходить, разве что за дровами для камина, если возникает желание посидеть у огня :)
Удачно, что морозы начались ПОСЛЕ отъезда сына и внучки. Гулять с маленьким ребёнком при такой температуре я бы, конечно, не решилась, а держать её взаперти - тоже не лучший вариант. К счастью, успели нагуляться-наиграться в снегу :)
galinam
Jan. 8th, 2017 11:27 am (UTC)
Спасибо, Валюша!
А мы не рискнули на дачу поехать - опасаемся, что машина подведет в такой мороз и отопление отключат.Дома бездельничаем.:)
valentina_ak
Jan. 8th, 2017 11:34 am (UTC)
Побездельничать зимой дома - святое дело :)
chuchuna
Jan. 8th, 2017 10:23 am (UTC)
Я читаю такое и воспринимаю, как фэнтези, не могу поверить, что на таком холоде можно жить. Или такая особая порода людей, какой-то у них организм другой.
valentina_ak
Jan. 8th, 2017 11:05 am (UTC)
Я по молодости довольно легко переносила и жару, и морозы, но, чем ближе подходила к пятидесяти, тем морозы сильнее напрягали (а жара стала просто катастрофой).

В -53 мы проводили городскую олимпиаду по информатике, она была назначена заранее, а мороз ударил внезапно, без прогноза. Утром встали, а уже -53, и отменять олимпиаду нет смысла, детей оповестить не удастся. Идём с Василием в 4-ю школу и рассуждаем о том, что дети, мол, и сами не придут, мы полчасика посидим - и домой. Ошиблись. Все дети, кто планировал прийти, пришли (малышей не было, только 7-11 классы). Никто не обморозился.
Но в итоге В. сильно заболел, простудился, проработав 8 часов в холодном классе (я была с младшими детьми в более тёплом кабинете), схватил тяжелейшую пневмонию.

Организм, если правильно одет-обут и не слишком долго находится на улице, может справляться с морозами довольно-таки сильными. Во всяком случае, таких организмов много :) А вот поддержка бесперебойной работы систем жизнеобеспечения в экстремальные морозы - это отдельный вопрос. Респект тем, кто это делает.
chuchuna
Jan. 8th, 2017 11:32 am (UTC)
Я тоже именно с возрастом стала болезненно реагировать на холод. Мне пришлось пять лет проработать в жарких странах, и я уже привыкла, обтекаешь, конечно, но это не так болезненно, как сведенные от холода мышцы. Короче, зима в Москве стала для меня тяжелым испытанием, я решила перебраться в какую-нибудь южную страну, чтобы всегда в тепле, но получилось только в Чехию, но здесь все-таки зима на два месяца короче, чем у нас в средней полосе, и почти не бывает морозов.
valentina_ak
Jan. 8th, 2017 11:47 am (UTC)
Я теперь зимой, если случаются морозы за 20 (не говоря уж про "за 30"), просто отсиживаюсь дома, в тепле. Пенсионерам в этом смысле легче.
Ну, могу выйти погулять на полчасика, тепло одевшись. Всякие поездки и дальние походы - исключаются.

А жара для меня - просто катастрофа. Не живу, а перехожу в какое-то состояние "перетерпеть, переждать, когда это закончится..." :( День-два можно посидеть на первом этаже, где и без кондиционера прохладно, но ведь летом надо работать, не будешь же отсиживаться в прохладном месте неделями :(
r_o_u_s
Jan. 8th, 2017 11:49 am (UTC)
У нас морозы "относительные" всего лишь -27 было) В -23 ходила в магазин, иду обратно, а с сопки выруливает ребятёнок с санками! Щёки аж алые, весь в снегу и довольный как помытый слон. Я чуть желудок не простудила, пока с открытым ртом стояла)
valentina_ak
Jan. 8th, 2017 11:52 am (UTC)
Что-то у вас слишком нежная зима нынче (т-т-т) :)

Дети, кстати, всегда в "актированные" дни, когда у нас отменялись занятия, на горку шли :))
r_o_u_s
Jan. 8th, 2017 03:15 pm (UTC)
Я тоже сразу вспомнила, как в детстве гуляла до ледяной брони на одежде. Мама потом в подъезде об перила штаны ото льда выколачивала- брызги в разные стороны)
valentina_ak
Jan. 8th, 2017 03:34 pm (UTC)
И мы в детстве возвращались в смёрзшейся "броне" - шаровары снимались только вместе с валенками :)
bgv10
Jan. 8th, 2017 12:59 pm (UTC)
Между нами разница в какой-то сотне километров, но у нас температура не опускалась ниже 24-х, сейчас 20, вчера было 22, правда, тоже с ветерком.
valentina_ak
Jan. 8th, 2017 01:12 pm (UTC)
Везёт :)

У нас по прогнозу на эту ночь даже чуть ниже, -36. Но со вторника вроде бы резкое потепление должно быть.
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner