?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня на перроне в Вязниках, как обычно, в ожидании «ласточки» вместе с отъезжающими стояло много провожающих. Я обратила внимание на группу родственников – четверо взрослых и девочка лет 14-ти, в Москву уезжала одна из дам.

По их репликам я поняла, что девочка гостит на каникулах в Вязниках у тёти, а в Москву провожают маму девочки, ей в понедельник на работу. Девочка, соответственно, тоже живёт в Москве, и, насколько я поняла, там и родилась. То есть москвичка.
А лет тридцать назад мне бы не понадобились никакие реплики, чтоб понять, где живёт девочка – в Москве или в провинциальном районном городке, всё легко определялось по внешнему виду :)

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
chuchuna
Jun. 20th, 2016 12:02 am (UTC)
Если бы вы сказали полгода или год, тогда бы еще можно было удивляться переменам, а 30 лет это тааакой большой срок, что было бы очень странно увидеть, что ничего не изменилось и по-прежнему между москвичами и иногородними большая разница.
valentina_ak
Jun. 20th, 2016 05:47 am (UTC)
Я не удивляюсь, я в который раз «с удовлетворением отмечаю». Впервые это чувство удовлетворения появилось у меня примерно в середине 90-х, когда я, будучи в Москве, поняла, что уже не могу по обуви отличить москвичей от приезжих :)))

30 лет – это, конечно, много, но смотря для чего и смотря с каким периодом сравнивать. Ведь отличались же по внешнему виду деревенские от городских (точнее, «чистая публика» от прочих) практически веками, а всего лишь в последние 30 лет отличия резко пошли на убыль. Но стопроцентно они и сейчас ещё не исчезли (особенно если иметь в виду не только обувь-одежду-причёски-аксессуары :)).
chuchuna
Jun. 20th, 2016 07:44 am (UTC)
Ну да, сбылась мечта советского человека: стерлась грань между городом и деревней))
valentina_ak
Jun. 20th, 2016 11:47 am (UTC)
У меня есть подозрение, что, несмотря на декларируемое "стирание граней", мечты как таковой в этом смысле (массово) не было, скорее, наоборот - легко было "выбиться в люди", просто уехав из деревни :))) А потом сравнивать жизнь тут и там и получать удовлетворение, что многие и делали :)
Общаясь с некоторыми бывшими соотечественниками, я заметила, что у них тоже есть этот комплекс "выбившихся в люди" и им точно так же (как "выбившимся" деревенским) необходимо знать, что у нас по-прежнему всё плохо, а у них (на нашем фоне) всё хорошо :))
chuchuna
Jun. 20th, 2016 12:08 pm (UTC)
Да, лозунг помню, а что под этим подразумевалось, не помню, может и не знал никто толком. А оказалось, что это вполне возможно, в Европе это наблюдается повсеместно. Что в Австрии, что в Германии, что здесь, в Чехии, деревня - это просто маленький городок, в котором нет многоквартирных домов, а есть только частные семейные дома. Конечно, есть сад и огород, но там не засаживается вся земля, чтобы и семью год кормить, и на продажу хватало бы. Часто они выглядят, как в передаче Лобкова (не знаю, сейчас есть она или нет), где дизайнеры оборудовали территорию загородного дома какой-нибудь знаменитости. Обязательно есть минимаркет, госпудка (ресторанчик), и не одна, есть кегельбан, футбольное поле, теннисный корт, летний бассейн. До города от любой деревни ехать 30-40 минут. Если экстренный медицинский случай, выезжает скорая из ближайшей больницы или вертолет вылетает. Короче, практически ничем от города жизнь не отличается, людей только поменьше))
Вот, получилось, что я тоже радуюсь, что тут все хорошо, да так оно и есть))) Вы меня имели в виду?
valentina_ak
Jun. 20th, 2016 12:29 pm (UTC)
У нас тоже есть всё, кроме кегельбана, теннисного корта и бассейна :)) Даже своя "скорая" есть. Правда, кафешки (их уже три) - фигня, работают, главным образом, "на заказ" - свадьбы и т.п.
Есть очень много красивых палисадников, садов (хотя и картошку сажают многие ). По ухоженности сада я бы, наверно, не победила в деревенском конкурсе :) Но в целом по ухоженности (улицы, площадь), мы, конечно, пока не Европа, увы.
Надеюсь, вас не огорчает то хорошее, что есть у нас - я читаю ваш журнал и вижу вашу реакцию и на хорошее, и на плохое здесь, она, кмк, нормальная, адекватная :) Всякие нехорошие вещи меня тоже сильно огорчают. Но хорошее - радует.
Те бывшие соотечественники, о которых я упомянула, просто не верят ни во что хорошее у нас, им говори не говори - они его "в упор не увидят", потому что не хотят видеть.



Edited at 2016-06-20 12:31 pm (UTC)
chuchuna
Jun. 20th, 2016 02:19 pm (UTC)
Знаете, наверное, вам не понравится то, что я скажу, так же, как и моей лучшей подруге-большой патриотке своей страны и города Москвы. Мы с ней совершенно по-разному видим окружающее. Вот стоим мы с ней на набережной у Киевского вокзала, она там всю жизнь и все там обожает. И вот она говорит: ну посмотри, разве не красота? Сама по себе набережная красивая, ничего не скажу, но стоим мы на маленьком островке посреди луж (дождь недавно прошел),с одной стороны уродливые жестяные гаражи, с другой все в железных оградах (в Москве просто помешательство какое-то - все огораживать, как на кладбище). На противоположной берегу реки - огроменный билборд - реклама чего-то. Я говорю, показывая все это: да что ж тут красивого? А она отвечает: а я этого не замечаю. А я замечаю, и что с этим делать, не знаю.
В Москве, чтобы увидеть красивое, надо видеообзор закрыть со всех сторон и смотреть только прямо: там красивый дом, только что отреставрированный, а ладошками при этом прикрываешь рядом стоящее недавно возведенное уродство или рекламой завешенные дома или еще какую пакость.
Вот так у нас все: в одном месте хорошо обслужили - радость великая, всему ФБ об этом рассказываем, хотя в десяти других обхамили. Какой-то знакомый или друг сделал по квоте бесплатно операцию на суставе - радуемся, хотя при этом знаем, что сотни других людей не получили необходимого лечения. И т.д.
Короче, не получается полноценно радоваться.
Вот если вы скажете, что у вас во всей округе в домах есть горячая вода и теплые туалеты, я, конечно, порадуюсь. А если кто-то воду носит из колонки и ходит в выгребной сортир, то никакие палисадники мне этого не заслонят. Вот такой я злопыхатель((
Кстати, я, кажется, не видела в вашем блоге вашей деревни и окрестностей (может забыла, тогда звиняйте).
valentina_ak
Jun. 20th, 2016 06:56 pm (UTC)
Да, видим по-разному и воспринимаем по-разному, и с этим ничего не поделаешь. Я отношусь к тем, кого радуют любые улучшения.
Но видеть по-разному – это ещё не самый крайний вариант :) Крайний – это когда вообще желание «посмотреть» появляется как следствие желания плюнуть :) Типа, «давненько я не пинал, не плевался, дай-ка гляну и поплююсь…» :) Для меня лакмусовая бумажка в этом смысле – мой журнал, если человек смотрит и не плюётся, значит, до края не дошёл :))

Деревню и окрестности я показывала и показываю иногда, но редко. Фотать чужие дома без разрешения хозяев мне кажется не совсем удобно, хотя и грешу этим. Как-то ходили с золовкой по деревне, фотографировали старые резные наличники. Теперь их гораздо меньше осталось.

В деревне (на нашей окраине) есть водопровод (очень хорошая вода, кстати) и газ (для отопления и нагрева воды), в самих Никологорах есть ещё и канализация. В нашем доме – автономная канализация, очень удобная (в доме две ванных, где, естественно, есть и унитазы, и отдельный туалет на 2-м этаже). На «том конце» Никологор (Холщёво) много домов лучше нашего, а здесь у нас «бедная» окраина, наш дом считается «богатым».
Поблизости есть два двухквартирных деревянных дома совхозной застройки, в них живут наши «неблагополучные», о которых я часто пишу. (Это именно они отказались проводить воду в дом за символическую плату, хотя покупают дорогие мобильники и телевизоры). Воду берут в колонке, да. И палисадников у них вообще нет.
А до тёплых сортиров в деревенских домах люди в массе только недавно начали «дозревать», лет 10 назад, наверно. Было какое-то предубеждение, даже если подключались к центральной канализации.
chuchuna
Jun. 20th, 2016 08:08 pm (UTC)
А для меня лакмусовая бумажка, когда человек не имеет нормального туалета, но при этом рассуждает о великом русском духовном сермяжном и пр., которое все ему заменяет, и плюет при этом в сторону Запада. Короче, песня не новая, деление на западников и славянофилов еще никто не отменял))

Вы Наталию Борзых знаете, у нее много было блогов, сейчас опять новый? Жила в деревне в Тульской, потом в Псковской области, теперь на Ангару переселилась. Всегда читала ее блоги с удовольствием, люблю про огород, про жизнь в деревне, хотя у самой ничего этого нет. Но вот последнее время стало тяжело ее читать, ведь живет она, как люди сто лет назад жили: воду таскает с колонки, питьевую развозят в цистерне. Зимой ходит на реку за льдом, топором его рубит. Все работы строительные, столярные, огородные - все сама. И теплицы строит и мебель всю дома. С одной стороны, восхищаюсь, а с другой ведь не от хорошей жизни это, поди проживи на одну пенсию! Она ведь ровесница нам, представляю, как ей тяжело. Да и на женщину она уже мало похожа, а в молодости хорошенькая была. А деревня у нее сейчас не захолустная, вполне себе крепкая, а живут в ней, как при царе Горохе.
valentina_ak
Jun. 20th, 2016 08:37 pm (UTC)
Н.Б. знаю, я пару лет «тусовалась» на деревенском портале (ДП), где она была в большом авторитете :) Общего языка не нашли, она меня потом «отфрендила». Я давно ушла с ДП.

Мне не нравилось то, что она буквально «проповедовала» такой образ жизни, какого сама придерживалась. На портал многие городские, планирующие переезд в деревню, заглядывали за советом – куда переехать, как устраивать новую жизнь. Мне кажется, что всем нормальным людям (экофанатов и каких-нибудь сектантов я не считаю) нужны нормальные бытовые условия. Я пыталась объяснить, насколько важно выбирать газифицированную деревню и т.п.

Конечно, есть те, кому хочется поиграть в ««аутентичную романтику», но я выросла в доме с печкой, носила воду из колодца и хлебнула этой романтики полной мерой, поэтому отговаривала людей ехать в брошенные деревни (или в такие, где жила Н.Б.)
Одну женщину из Москвы, Т., мы специально пригласили к нам – была зима, холод, я повела её на конец соседней улицы, где жила бабулька, которая даже из колонки воду брать не хотела – только из колодца. Мы смотрели, как она тащится с этим ведром, я предложила Т. посчитать, сколько вёдер воды надо даже не для «постирать и помыться», а для приготовления обеда. Потом объяснила ей подробно всё про дрова и печку (одно дело – иметь камин в доме с газом, другое – топить печку…).

Т. потом сказала: «Как мне в голову могло прийти, что я смогу так жить?? Начиталась на деревенском портале!»
Кстати, когда Н.Б. жила в Тульской области, у неё даже колодец перемерзал, зимой она растапливала снег, чтоб была вода. Она, кмк, экстремалка. Она, продавая очередной дом, могла бы выбрать и купить что-либо более подходящее для жизни, но её сознательным выбором был вот такой «экстрим».


Edited at 2016-06-20 08:38 pm (UTC)
chuchuna
Jun. 20th, 2016 09:03 pm (UTC)
Я ее читала на ДП, пока она там не закрыла блог, и вроде бы у нее раз промелькнула фраза, что теперь она знает, где и как правильно выбирать дом будет, стало быть, опять к переезду готовится. Мне нравится ее решительность и небоязнь, что вот в таком возрасте все сначала начинать. М.б. я не все про ее жизнь понимаю, и она селекцией занимается, в журналах печатается или еще чем-нибудь творческим. Но в последнее время ничего этого у нее в блоге нет, и получается, что от зари до зари человек занят тем, что обеспечивает себе убогий быт, добывает продукты и готовит еду - и все.

Я единственно где жила в деревне, так это на Украине, там тоже очень тяжело и много работали в колхозе и на своем огороде упахивались. Но там чувствовалась полноценная жизнь: большие семьи, все друг другу помогали дом строить, картошку копать, село год от года хорошело. Все праздники вкусно и весело праздновали. Раньше к нам в Москву зимой "купляться" приезжали, жизнь короче! А у Натальи только один убогий быт и беспросветный, тяжелый труд. Но я чисто как читатель сужу, со стороны смотрящий. Ваши картинки, например, очень радуют, потому что красота, а ее не радуют, потому что некрасиво(((
valentina_ak
Jun. 20th, 2016 09:29 pm (UTC)
Люди разные, и удовольствие получают от самых разных вещей. Н.Б. мои лужайки и цветы в саду, по-моему, раздражали, один раз она даже как-то сказала, что место цветам – на кладбище. Но раз ей нравится так жить – ради бога.
Только зачем людей с толку сбивать, тех, кто не готов к такой жизни и кому в принципе нужно совсем другое?

Одна из моих сестёр продолжает заглядывать на ДП - говорит, что вроде бы эта "мода" на "тяжёлую аутентику" прошла, после Н.Б. её никто особо не "рекламирует".
Да, мне тоже показалось, что у Н.Б. практически вся жизнь состояла из борьбы с бытовыми трудностями.
Мои сёстры тоже не богатые (как и некоторые другие жители их деревни), но у них совсем другая жизнь. Там библиотека - настоящий культурный центр деревни и клуб по интересам. И много любителей цветов.
А деревня, кстати, небольшая (человек 700, наверно). Есть газ, водопровод, центральной канализации нет, все автономные.


chuchuna
Jun. 20th, 2016 10:07 pm (UTC)
Еще одна моя френдесса в деревне в Литве живет, сама из Сибири, туда замуж вышла. Все очень скромно, но очень достойно, живут в деревне дружно, много праздников всяких, ну, как и должно быть. http://natalyayurieva.livejournal.com

А еще люблю блог молодой женщины из Брянской области, на там ваще сплошной креатив, есть чему поучиться. У нее и учатся: как распоряжаться деньгами, как в недвижимость вкладывать, как экономно питаться и пр. Сейчас фермерством занялась, землю в аренду взяли, ферму строят. Вот там сплошной позитив, там меня все радует)) http://a-l-e-n-a-r.livejournal.com
valentina_ak
Jun. 20th, 2016 11:11 pm (UTC)
Спасибо, понравился блог землячки (из Брянска) :) Жалко, не нашла, в каком районе их ферма и та молочная ферма, куда они ездили «на экскурсию», это очень интересно.
valentina_ak
Jun. 20th, 2016 08:46 pm (UTC)
P.S. Мои три сестры все вдовы, живут в деревне, на одну пенсию, у младшей пенсия, насколько я помню, меньше, чем у Н.Б. Но никто из сестёр не живёт ТАК, как она.
chuchuna
Jun. 21st, 2016 07:16 am (UTC)
Увы, "благодаря" увлечению Робином, в моем сознании произошел перекос, и жизнь в российской деревне я стала представлять именно такой, какая она у нее в блоге((
Кстати, похоже, что человек она ни разу не жизнерадостный, кошек-собак не любит, обходится с ними очень сурово, цветы не любит, людей тоже. Что она любит, не пишет, но похоже, что она действительно получает удовлетворение оттого, что может справиться со всеми бытовыми трудностями. Вообще очень интересный типаж.
valentina_ak
Jun. 21st, 2016 11:13 am (UTC)
Людей каких только нет.
У меня была соседка, когда мы жили на севере – Зоя (Зульфия), татарка. Ей тоже сняться и уехать куда-нибудь, да ещё с четырьмя детьми мал-мала, было раз плюнуть. В квартире сама делала всю мужскую работу: перестилала полы, чинила мебель и т.п. Муж Толик ничего этого не умел, был простым работягой, а когда возвращался с вахты на выходные, охотно занимался детьми: кормил (сам готовил), нянчил. Зоя это работой не считала.
Уезжая первый раз в деревню, она взяла его с собой, а когда вернулись, сказала: «Я проверила его на всех работах – и городских, и деревенских, ни на что не годен. Прогоню». И прогнала. Мне было его жалко – он любил детей. Кстати, он был не татарин, а обрусевший поляк.
Потом Зоя опять уехала с детьми в деревню, а квартиру (пятикомнатную) сдала. Квартиранты попались непутёвые – продали свою квартиру, чтоб начать бизнес (торговлю), но бизнес «не пошёл». Они прожили в съёмной квартире полгода, ничего не заплатив Зое. Она приехала как-то утром, когда их уже не было дома – дети в школе, родители в «бизнесе», и до обеда успела:
- вынести из квартиры все их ящики с гниющими овощами и фруктами,
- разобрать и вынести их мебель и прочие вещи (заставила этим барахлом всю лестницу с первого по 7-й этаж),
- сменить замки на входной двери.
И уехала. Квартиранты потом целый день куда-то перетаскивали свои пожитки.
Мне Зоя однажды сказала: «Я люблю создавать себе трудности и проблемы, а потом решать их». Я спросила, неужели мало тех проблем, что создаёт сама жизнь? Она на полном серьёзе сказала: «Мало».
Но такие, как Н.Б. и Зоя – всё-таки не часто встречаются :) Да ещё ведь Н.Б. и не деревенский человек, она не была им и, по сути, не стала, хоть и занималась огородом. По её опыту, конечно, нельзя судить о реальной жизни в деревне, и по ней самой – о деревенских жителях.
chuchuna
Jun. 21st, 2016 11:58 am (UTC)
Вот такие коней на скаку и останавливают, хотя коням совсем в другую сторону надо))
valentina_ak
Jun. 21st, 2016 12:08 pm (UTC)
И из камня воду выжимают на берегу речки, и ещё много столь же необходимых и полезных дел делают :)
livejournal
Jun. 20th, 2016 01:31 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
ultraboy2000
Jun. 20th, 2016 05:24 am (UTC)

Я боюсь 30 лет назад невозвоможно было по внешнему виду опреднлить где какой из 5 внуков живет. Кто почти местный из Судогды, кто из Киева, а кто из Москвы))) Внешний ввид у всех был одинаково разбойничий))) Обычно по говору приходит понимание откуда человек приехал, но для этого надо попутешествовать или по командировкам помотатся изрядно.

valentina_ak
Jun. 20th, 2016 05:43 am (UTC)
Это вам в силу возраста тогда казалось, что вы все одинаковые, внимательный глаз нашёл бы отличия :) Особенно, если вы не в лес шли и не мячик гоняли, а "выходили в люди" :) Про киев не могу сказать, а судогодский ребёнок от маленького москвича и 30 лет назад отличался.

Прислушиваться к диалектам - это моя слабость :) В Никологорах, кстати, вы, может, обратили внимание, дети уже не говорят поголовно на диалекте. Вообще мало кто из них. У родителей (вашего возраста плюс минус несколько лет) ещё довольно сильно заметен диалект, особенно в интонациях, а старшее поколение - у-у-у.. :)
Денис в последний приезд это отметил (про детей) и задался вопросом - почему. Пришли к выводу - если коротко - что благодаря "глобализации", затрагивающей и их, прежде всего, через средства коммуникации.
( 22 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner